А может ли предвещать приход тепла ворона? По поверьям обских угров может, ведь у них она является вестницей весны. Эту птицу коренные народы Югры встречают в начале апреля и устраивают большой праздник с угощениями, традиционными играми и танцами. Так, уже больше четверти века его отмечают в этнографическом музее под открытым небом «Торум Маа».
В русской культуре эту пернатую не жалуют и даже приписывают её имя рассеянным людям, а вот для коренных народов Севера она считается птицей, несущей на хвосте весну и жизнь. Речь, конечно же, о вороне. Она первой прилетает в наши края, начинает вить гнёзда и громко каркать, пробуждая природу.
Чтобы птицу встретить подобающим образом, всю использованную древесную труху из детских люлек ханты и манси высыпают и укладывают в специальное место.
Наталья Краснопеева, научный сотрудник этнографического музея «Торум Маа»: «Это высыпают в одну кучку, в определённое место, накапливается эта кучка, увеличивается. Как только первые тёплые лучи солнечные, кучка самая первая вытаивает, и ворона когда прилетает, естественно, она туда садится, она и поёт, что я, когда прилетела весной, было мне, где лапки погреть».
Для обско-угорских народов Вороний день своего рода Новый год. Во время праздника они ходят в гости, готовят разнообразные угощения, молятся духам-покровителям. Женщины подвязывают на ветви берёзы разноцветные лоскутки. Со временем деревья стали украшать бубликами, они символизируют солнце.
«Чтобы ваши желания исполнились, нужно соблюдать все нормы этические, которые бабушки и мамы, старшие сёстры своим малышам внушают. Это из поколения в поколение передается», – рассказала Наталья Краснопеева.
В музее под открытым небом «Торум Маа» ворону встречают четверть века. По хантыйски название праздника звучит «Вурна Хатл», а по мансийски «Уринэква хотал». Он обрёл большую популярность как среди горожан, так и туристов. Поэтому с 2021 года музейщики решили устраивать День вороны не один, а 2 дня.
Евгения Касатова, начальник службы развития этнографического музея под открытым небом «Торум Маа»: «Раньше мы традиционно всегда 7 числа, так повелось, проводили традиционный праздник – вороний день. Он более такой тихий, скорее всего, менее многолюдный, потому что зачастую это рабочие дни. И вот у нас появился прям такой очень настойчивый запрос от наших посетителей, которые не всегда могут в рабочий день отвлечься на празднество, мы решили проводить второе событие. Назвали «Кар.ТМ».
Праздник изобилует большим многообразием интерактивных площадок. Посетители могут смастерить ворону и гнёзда, попрыгать через нарты, разгадать головоломки в тихих играх и попрактиковаться в произношении хантыйских слов.
В «Торум Маа» ежегодно выступают артисты театра обско-угорских народов Солнце. Представляют зрителям легенду о вороне, чтобы напомнить, почему коренные жители Югры ждут её каждую весну.
В 2012 году Вороний день приобрёл статус регионального праздника. Именно тогда в Югре зародилась идея творческого конкурса на лучший костюм вороны. Его в рамках весеннего этнофеста проводит Окружной дом народного творчества. В этом году в конкурсе участвует 6-летняя Елизавета Гарасевич.
Елизавета Гарасевич, воспитанница детского сада №8 «Солнышко», г. Ханты-Мансийск: «Когда я первый раз увидела этот костюм, мне понравились эти узоры, они очень красивые и моего любимого цвета – красного».
Елена Шайхлисламова, старший воспитатель детского сада №8 «Солнышко», г. Ханты-Мансийск: «Совместно собирались, предлагали свои идеи, искали в сети интернет, в библиотеку ходили, которая есть в детском саду. Определились с элементами украшения этого костюма, придумали, что он будет в этническом стиле, украшен традиционными узорами».
В тематическом костюме вестницы весны коренных народов нос не почешешь. У костюма огромные крылья, и чтобы ими совершать взмахи, здесь есть специальные палочки. Принесём всем югорчанам на хвосте тепло и весну. Журналист – ворона, не белая. Однако этот костюм не традиционный.
Светлана Нестерова, заведующая отделом национальных культур Окружного дома народного творчества: «Это такая современная форма популяризации культуры. И если говорить о том, что когда-то Вороний день, праздник был обрядом, то, конечно, не было такого, что женщины, девочки наряжались в костюм вороны. Эта традиция появилась сейчас».
Вороний день у коренных народов Севера является своеобразной границей между зимой и летом. Цикличность проводимых обрядов помогает соблюдать календарь традиционных промыслов. Зимой это охота, летом – рыболовство, ещё есть сезоны подготовительных работ. Так, дождавшись вестницу весны, ханты и манси начинают активно готовиться к путине.