Уникальный экспонат из сибирской тайги
В Югорске реализуется этнографический проект
Эсский перстень называют уникальной находкой, которую совершенно случайно обнаружили в глухой сибирской тайге на месте древнего могильника посреди поймы реки Эсс в 20 км от Югорска. После тщательного изучения экспоната выяснилось, что точных аналогов он не имеет и является значимым артефактом периода присоединения югорских земель к российскому государству.
На перстне, который был найден недалеко от Югорска, изображен сюжет, очень схожий с летописным описанием процедуры шерти.
Если обнаружение самого Эсского могильника сравнивают с находкой иголки в стоге сена, то появление в этих местах столь уникального предмета как старинный русский перстень выглядит и вовсе невероятно.
Сначала несколько слов о находке удивительного перстня и других древних предметов. Было это в сентябре 1985 года. Житель поселка Комсомольский (ныне город Югорск) Геннадий Духанов случайно наткнулся в болотистой пойме реки Эсс на небольшой островок, где среди обгорелых после недавнего лесного пожара стволов увидел россыпь старинных вещей из железа, меди и серебра. Часть вещей, в основном серебряные и бронзовые украшения, он забрал с собой, а позднее передал в археологическую лабораторию Уральского государственного университета. Предметы привлекли внимание специалистов. Свердловские археологи в течение нескольких полевых сезонов исследовали территорию островка и выяснили, что в XVI веке здесь был некрополь. Судя по необычному обряду с использованием кремирования и богатому погребальному инвентарю, некрополь принадлежал семейной или родовой группе вогульской аристократии. Коллекция предметов Эсского острова в целом интересна и включает в себя дорогие серебряные украшения, изготовленные в Верхнем Прикамье, в Волжской Булгарии и Казанском ханстве. Среди них очелье с бусинами и подвесками в виде уточек и рыбок, бляхи с тисненым орнаментом, имитирующие щитки для защиты руки лучника от тетивы, серьги, височные подвески, пуговицы. Все эти предметы пусть не часто, но встречаются в западносибирских археологических памятниках XIV-XVI веков.
Исключительно уникальным является русский серебряный перстень-печатка со знаковой гравировкой на щитке. Точных аналогов эта находка не имеет. Похожие известны среди бронзовых литых перстней-печаток Северо-Восточной Руси XV-XVI веков. Восточнее Урала подобные не найдены.
Чтобы понять, каким образом перстень оказался на аристократическом вогульском могильнике, необходимо обратиться к событиям второй половины XV века, когда начался период создания единого Российского государства. Это время правления великого московского князя Ивана III. Оно вошло в историю страны как начало объединения земель удельной Руси вокруг Москвы.
Эсский перстень — уникальная находка, которую совершенно случайно обнаружили в глухой сибирской тайге на месте древнего могильника посреди поймы реки Эсс в 20 км от Югорска.
На востоке, по Уральскому хребту, присоединенные пермские территории московского князя граничили с еще неизведанными землями, где проживали угорские племена. В середине XV века в Зауралье существовали два сильных княжества — Кондинское и Пелымское. Пелымские князья, непримиримые язычники Асыка и его сын Юмшан не хотели становиться вассалами Московского государства. Вогулы, как тогда назывались манси, часто совершали набеги на пермяцкие земли, чем привлекали к себе недоброе внимание Москвы и вызывали ответные военные действия. В 1481 году Асыка предпринял большой поход на Пермь Великую и сжег княжескую резиденцию — городок Покчу. Этот набег привел к организации в 1483 году ответного грандиозного похода «на Асыку на вогульского да на Югру, на Обь Великую», и войско пелымское было разбито.
Судьба Асыки после 1483 года неизвестна. Юмшан, его сын, попал в плен, но был отпущен, получив охранную грамоту от самого Великого князя Ивана III. Побежденные югорские князья 31 декабря 1484 года у городка Усть-Вым подписали мирный договор с представителями московской власти.
В русских летописях описано это важное историческое событие и интересное ритуальное действие «шерть», которое сопровождало заключение мирного договора между представителями русских властей и югорских князей. На поляне устанавливалась «жерьдь претолста» с затесами на четыре стороны света, на ней закреплялась небольшая ель комлем вверх. На этой конструкции русские помещали крест, а под ним югричи — «по своему жабу берестену». Под этим символическим «иконостасом» раскладывали медвежью шкуру, на нее нужно было положить хлеб и рыбу, а также скрещенные сабли остриями вверх.
Представители враждующих сторон всходили на медвежью шкуру — христиане садились под крестом, а язычники трижды обходили вокруг ели посолонь, «дръжати две сабли, остреи вниз», со словами «Кто сесь мир изменит, по их нраву бог казни». Затем христиане кланялись кресту, а язычники — «на полдень». Завершался ритуал питьем воды из золотой чаши с приговором: «Если кто изменит, то ты золото, чюй!».
На перстне, который был найден недалеко от Югорска, изображен сюжет, очень схожий с летописным описанием процедуры шерти. На сердцевидную печатку гравировкой нанесено изображение хвойного дерева, по обе стороны от которого расположены фигуры людей. В поднятых руках они держат сабли, направленные остриями вниз. У правой фигуры в руке предмет, напоминающий чашу.
Вероятно, что документ, содержащий мирный договор, скреплялся печатью, которой как раз и служил перстень с изображением обряда священной клятвы. Об этом свидетельствуют следы материала, схожего с сургучом, на щитке перстня. Возможно, после скрепления мирного договора, перстень со сценой шерти был вручен представителю югорской стороны.
Стоит отметить, что после заключения договора и принесения клятвы сын непокорного пелымского вождя Асыки стал московским наместником на отцовских землях, а государь всея Руси Иван III в перечень своих титулов добавил «Князь Югорский».
Получается, что еще за 100 лет до похода Ермака, которого принято считать покорителем Сибири, Югра попала в сферу влияния зарождающегося русского государства.
О дальнейшей судьбе Юмшана летописи умалчивают. Известно, что русские войска еще долгое время усмиряли строптивых пелымцев. Многие из них попали в плен, кто-то бежал в сибирскую глушь. Возможно, среди последних были представители знатной династии Асыки и Юмшана, и именно им принадлежал необычный некрополь на Эсском острове.
В настоящее время Эсский перстень представлен в экспозиции югорского городского Музея истории и этнографии. В 2010 году он вошел в рейтинг топовых музейных экспонатов «80 сокровищ Югры». По его мотивам в 2023 году был изготовлен арт-объект, который украсил примузейную площадь. Презентация новой достопримечательности прошла в сентябре 2023 года в рамках празднования Дня города Югорска. Эсский перстень стал прототипом для эксклюзивного ювелирного украшения и настольного сувенира, который является знаком партнерских отношений и сотрудничества; подарком, демонстрирующим верность друзьям и поддержку компаньонам.
Материал подготовлен и опубликован в рамках проекта «Эсский перстень — больше, чем легенда», реализуемого Региональной общественной организацией ХМАО — Югры «Историко-культурный просветительский центр «Музейная инициатива» при поддержке гранта Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.
Автор: Татьяна Шакирова