Реформа городского транспорта в Сургуте уже в мае изменит быт более чем 70 тысяч человек. Именно столько жителей, по подсчётам, регулярно пользуются автобусами. Для сравнения, это даже больше, чем всё население соседнего Когалыма. К реформе у сургутян отношение неоднозначное. Многие после запуска сайта с обновлёнными маршрутами увидели, что их привычные рейсы отменили. И добираться до школы, работы или больницы придётся с пересадками. На этот случай, кстати, предусмотрен специальный тариф. Плати один раз, и следующая пересадка в течение 45 минут — бесплатно. Но всех ли такой вариант устраивает?
На остановку в одном из дачных кооперативов Cургута люди стараются приходить вовремя. Дело в том, что автобус здесь ходит раз в 2-3 часа. Не пришёл вовремя, считай вообще не уехал. Но в мае всё изменится. Людям придётся привыкать к новой транспортной схеме.
Реформа общественного транспорта обещает, что автобусы будут ходить чаще, а среднее время в пути сократиться с 43 минут до 32. Только пассажиров на этой конкретной остановке перемены не радуют. Дело в том, что привычный 113 маршрут с первого мая будет ходить по-новому — не через центр на восток, а к торговому центру на запад. Альтернатива — ехать с пересадкой. Тем более, что она бесплатная. Реформой вводится пересадочный тариф.
Ирина Серебрякова, жительница Сургута: «Вот если отсюда, с дач, ехать до города, автобус выходит в 7 утра. Дети сели, люди сели. До УБРа они доедут в 7:45. Потому что огромная пробка на Аэрофлотской. То есть для того чтобы найти новый маршрут, придётся заплатить снова. Вместо 30 рублей выходит 60. А вечером вообще не сядешь на маршрут, ездят такси».
У Ирины Серебряковой сын подросток. Отправлять его в школу с пересадкой она не хочет. Не то чтобы старый маршрут был идеальным, но он устраивал большинство дачников и тех, кто живёт здесь круглый год.
Дачники уже написали коллективное письмо в администрацию с просьбой оставить маршруты и запустили в соцсети ролик. И причём эти активисты за «отмену отмены маршрутов» в Сургуте не единственные. Система общественного транспорта не менялась в городе уже 20 лет. При этом строились новые районы, вводились маршруты. Именно опираясь на мнение жителей, местные власти и начали реформу. Только треть сургутян довольна существующими рейсами.
Анна Коршунова, заместитель директора департамента городского хозяйства Сургута: «Неоднократно проводились социологические опросы жителей. Один из вопросов был об именно маршрутной сети — довольны ли горожане транспортным обслуживанием. И социологические опросы показывали, что существующей маршрутной сетью недовольны более 60% горожан. Поэтому оставлять на прежнем уровне мы не будем. Реформа будет проведена, единственное, что вопрос по внедрению новых маршрутов рассматривается и по корректировке маршрутов, запланированных сейчас».
Но есть те, кого в новую маршрутную сеть даже не включили. Жильцы этого кооператива своими силами построили бетонную дорогу в надежде, что к ним станет заезжать автобус. Но в новой маршрутной сети они свой кооператив не нашли.
Многодетной матери Альфие Садыковой, продавая дом, бывшие владельцы недвижимости обещали, что скоро тут будут ходить автобусы. Хотя в 2021 году здесь не было даже дороги.
Альфия Садыкова, жительница Сургута: «Администрация дала письменный ответ, что эта дорога принадлежит «Речнику». И эту дорогу, якобы, они не могут сделать за их средства, потому что это будет нецелеобразный расход денег. В итоге в том году за счёт общих средств была отремонтирована дорога, доделана плитами до асфальта. После этого мы опять написали письмо, приложили фото, что действительно дорога сделана. Но теперь их не устроило то, что нет разворотной полосы. То есть разворотную полосу мы тоже должны делать за свой счёт».
Оксана Галимзянова, жительница Сургута: «До школы мы добираемся: с утра к нам приезжает автоняня, увозит в одну сторону, порядка 500 рублей, и также после обеда она тоже привозит сюда. Детей у нас трое: две школьницы и один в садик пойдёт. — Сколько у вас автонянь? — Две. — Накладно для семьи? — 17-20 тысяч выходит».
Александра Смирных, жительница Сургута: «Мы не можем выехать в больницу, потому что дети-то у нас есть, но они же все на работе. Только в субботу-воскресенье могут нас забрать, свозить куда-то в магазин. А больницы не работают в субботу-воскресенье. Нам приходится вызывать такси. Было несколько раз, что такси вызовешь, а оно не приходит».
Без разворотной площадки шансы попасть в новую схему маршрутов малы. А вот отстоять существующие маршруты — вполне. В мае их запустят только в тестовом режиме. В августе подведут промежуточные итоги. Местные власти обещают прислушаться к критике и внести корректировки. Параллельно с этим ситуацией в Сургуте заинтересовался «Народный фронт».