Воспитатель — больше, чем профессия
Воспитатель Алена Александрова рассказала о принципах своей работы
27 сентября отмечают свой профессиональный праздник работники дошкольного образования. Практика показывает, что хороший воспитатель должен быть и психологом, и актером, обладать выдержкой, терпением, а также уметь находить выход из конфликтных ситуаций. Об этом и многом другом в канун праздника мы поговорили с Аленой Александровой, воспитателем высшей категории детского сада «Радуга», лауреатом молодежной премии главы города Югорска.
ПОЧЕМУ ВОСПИТАТЕЛЬ?
Каждый человек на определенном этапе жизни делает выбор, кем стать в жизни. Алена Сергеевна признается, что еще в детстве поняла свое предназначение. Об этом она вспоминает так:
— Меня привлекали игры, где нужно было кого-то учить и о ком-то заботиться. Я рассаживала игрушки в кружок, а сама садилась между ними и рассказывала им сказки. Позже, когда пошла в детский сад, моим кумиром стала воспитательница. Эта удивительная женщина запомнилась мне как добрый, отзывчивый человек, и я всегда старалась быть похожей на нее. Эти моменты детства четко определили мой жизненный путь.
КУДА ПОЙТИ УЧИТЬСЯ
Необходимые знания для работы в системе дошкольного образования можно получить в профильных учебных заведениях. Первой ступенью, как правило, является педагогический колледж, в котором можно приобрести основу знаний. В нашем городе такую возможность предоставляет Югорский политехнический колледж. Его в свое время и окончила Алена Александрова.
Второй ступенью может стать высшее образование в педагогическом университете по направлению «Дошкольное образование». Многие выпускники из Югорска, которые хотят связать свою жизнь с педагогикой или работать в системе дошкольного образования, поступают учиться в профильные вузы Екатеринбурга и Тобольска. В целом, выбор учебных заведений для педагогов разного профиля широк, поскольку это социально востребованная специальность. Хороший учитель или воспитатель никогда не останется без работы. Это один из плюсов профессии.
Воспитателем сможет работать тот, кто любит учиться. Работникам дошкольного образования постоянно приходится подтверждать свою квалификацию, повышать уровень знаний и компетентность.
Многие думают, что основное в профессии воспитателя — это покормить, уложить спать и собрать на прогулку детей, заставить их слушаться. Оказывается, основная сложность заключается не в этом.
— Дети хорошо чувствуют настроение взрослых, и, наверное, самое сложное — это всегда быть в хорошем расположении духа, не потерять доверие маленького человека, не сломать, не задеть его уверенность в себе, — говорит воспитатель.
Хороший педагог должен уметь контролировать свои эмоции. По сути, он не принадлежит себе на работе, поэтому что бы ни случилось, какое бы ни было настроение и состояние, нужно улыбаться, терпеливо отвечать на бесчисленные вопросы любознательной детворы. При этом необходимо взвешивать каждое сказанное слово.
— Ты не можешь позволить себе помолчать, погрустить или погрузиться в свои мысли. Воспитатель — актер. Играть с малышами, изображая из себя птичку, зайчика или лисичку, когда у тебя что-то случилось и мысли уводят в сторону — это большой труд, — признается Алена Сергеевна.
Для нее одним из самых сложных в профессии также является чувство ответственности за каждого воспитанника, понимание того, что отведенный в сторону взгляд или неверно сказанное слово могут иметь плачевные последствия. По этому поводу в профессиональных кругах распространена пословица «У воспитателя должно быть столько глаз, сколько детей у него в группе».
О ПРЕСТИЖЕ ПРОФЕССИИ
Воспитатели детских садов не сомневаются в престижности и значимости своей профессии. Это интересная и творческая работа, к тому же воспитатель становится опорой для ребенка на самом важном этапе в жизни — детстве, оказывает влияние на его будущее.
— От воспитателя зависит, какой курс возьмет каждый из его воспитанников, какими принципами будет руководствоваться в жизни. Например, с этого года я веду новый набор малышей в возрасте 2-3 лет. На данный момент списочный состав группы составляет 23 ребенка. Это большая ответственность, и в тоже время почетная миссия, — убеждена педагог.
ЧТО И КАК
Отвечая на вопрос о методиках, используемых в дошкольном образовательном учреждении, Алена цитирует писателя Владимира Одоевского, который говорил: «Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям».
— Современные педагогические технологии в нашей сфере направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной является позиция ребенка в этом процессе. Мы придерживаемся принципа, что взрослый по отношению к ребенку не рядом, не над ним, а вместе, — поясняет Алена Александрова.
Например, к числу современных образовательных технологий, которые успешно применяются в «Радуге», относятся методики, направленные на укрепление здоровья, развитие у детей исследовательского мышления, самопознания, навыков общения и такое современное направление как ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Методика, ранее применяемая только инженерами, помогает малышам в детских садах развивать творческие способности и нестандартное мышление.
Помимо воспитателя развитием детей в саду занимается большое количество специалистов. Это музыкальный руководитель, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель по изобразительной деятельности, педагог по физическому развитию. Все вместе они формируют у дошкольников интеллектуальные и эмоциональные навыки, которые лягут в основу их дальнейшего обучения.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
На практике конфликтов с родителями удается избегать. — Но порой бывают моменты, когда достучаться до пап и мам бывает очень сложно! Иногда приходится объяснять родителям, что с ребенком нужно общаться, учить его думать, размышлять, а не только кормить и красиво одевать, — говорит воспитатель.
Во многом успех работы по организации взаимодействия с семьей определяется интуицией, инициативой и терпением педагога. При этом не все получается сразу. Иногда требуется время для того, чтобы между родителями и воспитателем возникло взаимопонимание.
КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К САДУ
В советские времена было такое определение как «несадиковский» ребенок. Современные воспитатели исключают его из практики. Даже если у ребенка есть физические или психические особенности в развитии, его можно записать в специализированную группу или учреждение, которые помогут в развитии и социализации таких ребят. В остальных случаях родители решают, хотят ли они отдавать ребенка в детский сад или нет.
Опытный педагог советует начинать подготовку к посещению детского сада с рассказов о том, что это за место. Сначала можно просто гулять рядом, смотреть, как дети играют на площадках, общаются с воспитателем, как их забирают домой. А также можно поиграть в садик дома: выбрать игрушки, одна из которых станет воспитателем, а остальные — детьми. Они помогут смоделировать обычные ситуации: обед, тихий час. Так можно постепенно сформировать понятный образ детского сада. Обязательно нужно подстраивать домашний режим дня под тот, который будет в детском саду. Примерно представлять, какое меню будет в детском саду, и готовить такие же блюда дома.
— И научитесь быстро прощаться с ребенком. Не затягивайте расставание. Малыш почувствует ваше беспокойство за него, и ему будет еще труднее, — рекомендует Алена Сергеевна. Еще можно почитать специальную литературу, например, книгу «Адаптация к детскому саду без проблем» (автор Н. Махмутова).
Учреждения дошкольного образования выполняют множество функций. Одна из главных задач — подготовка ребенка к переходу на следующую ступень образования — к поступлению в школу. В саду дети помимо специальных и учебных навыков приобретают первый опыт жизни в коллективе сверстников. Идет всесторонняя подготовка к школе в течение всего периода пребывания ребенка.
С ПРАЗДНИКОМ!
В преддверии профессионального праздника Алена Александрова обратилась к коллегам: «Дорогие коллеги и ветераны дошкольного образования города Югорска. Поздравляю вас с профессиональным праздником! Желаю сохранять упорство и терпение в труде, верность выбранной профессии. То, чем мы занимаемся, — это больше, чем работа, это благородная миссия во имя счастливого будущего детей. Пусть каждого из нас окрыляет осознание важности того, что мы делаем».
Автор: Иван Абрамов