Если вы любите решать судоку, собирать паззлы или играть в шарады, то сегодня ваш день – Всемирный день головоломок. Незатейливые игрушки, которые и развлекают, и заставляют работать наш мозг, плотно вошли в нашу жизнь.
Виктор Банк, научный сотрудник сектора музейных программ и проектов этнографического музея под открытым небом «Торум Маа»: «Бежала у нас такая лисичка по лесу и, увы, угодила в ловушку. Вот, не может никак освободиться, нам надо помочь этой лисичке освободиться и достать это колечко».
«Хитрый лис» – это головоломка из рога оленя. Кольцо на верёвке, которое удерживают два диска, продето оно через отверстие в кости. Так выглядит одна из народных хантыйских задачек. Сколько столетий этой головоломке, никто не скажет. За такой незамысловатой игрой дети коротали длинные зимние вечера. А еще «Хитрый лис» помогал учиться вязать узлы.
Это не единственная народная головоломка. Есть у хантов и свой кубик Рубика.
Екатерина Балина, научный сотрудник сектора музейных программ и проектов этнографического музея под открытым небом «Торум Маа»: «Эта головоломка собой представляет палочки, 6 палочек, которые сцеплены определённым образом. Задача – необходимо что-то такое сделать, чтобы конструкцию разрушить, а затем собрать».
Головоломки актуальны и сейчас. Правда, теперь их делают не из костей животных, а из пластика или дерева.
Уже в яслях дети собирают паззлы, сортеры и конструкторы. Для них это игра. По факту – в маленьких головах идёт сложнейшая работа. Дети тренируют внимательность и развивают речь. Для годовалых малышей даже пирамидка – настоящая головоломка.
Евгения Репина, воспитатель детского сада «Радуга»: «Бывают игры на логику, на развитие мелкой моторики. Сейчас дети занимаются тем, что играют игрушками, которые развивают у них такое логическое мышление. То есть они должны подумать, справиться с какой-то поставленной задачей, выполнить эту задачу, получить от этого удовлетворение».
Головоломки нужно подбирать по возрасту. Ведь радость от достигнутого результата даёт мотивацию и дальше справляться со сложными задачками. Детям, в отличие от взрослых, трудно сосредоточиться. Они часто отвлекаются и быстро теряют интерес, поэтому лучше задействовать разные головоломки.
Лилия Гусева, психолог реабилитационного центра, г. Ханты-Мансийск: «То есть это бывают технические виды и на бумажном носителе. Они направлены на развитие мозга. То есть они работают над развитием мелкой моторики, если развиваем мелкую моторику, значит, развиваем речь. Работают над развитием пространственного мышления, то есть это способствует навыкам счёта и решению математических способностей».
Впрочем, головоломки полезны не только детям. Взрослым тоже важно задать мозгу необычную задачку. Например, паззл. Он станет настоящим мыслительным тренажёром. Поможет улучшить память и внимание. Так что поломать голову это не только интересно, но и необходимо.