Региональная служба по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – РСТ Югры) в соответствии с полномочиями, утвержденными постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14.04.2012 № 137-п, устанавливает тарифы на товары (услуги) в сферах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО).
Формирование тарифов на коммунальные услуги, по которым потребители рассчитываются с поставщиками коммунальных услуг, производится РСТ Югры исходя из необходимых экономически обоснованных в соответствии с требованиями законодательства расходов на топливо, материалы, электроэнергию, амортизацию, ремонт и техническое обслуживание производственного оборудования, оплату труда работников, и прочие цели, отнесенные на соответствующий полезный отпуск услуги.
Величина тарифов определяется с учетом технико-экономических показателей систем коммунальной инфраструктуры, созданных в муниципальных образованиях, которые зависят от КПД эксплуатируемого оборудования, вида топлива, уровня автоматизации технологического процесса, протяженности инженерных сетей, загрузки основных производственных фондов, объема реализации коммунальных ресурсов, а также наличия утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы модернизации и реконструкции коммунальных систем.
Ежегодное увеличение тарифов на коммунальные услуги обусловлено ростом цен на энергетические ресурсы (газ, электроэнергию), уровнем прогнозной инфляции в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, поэтапным доведением заработной платы до уровня, предусмотренного отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации, а также (в некоторых случаях) снижением объемов реализации коммунальных услуг, связанным с погодными условиями и энергосбережением потребителей.
Одним из принципов тарифного регулирования является достижение и соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей коммунальных ресурсов. Данный принцип достигается путем установления тарифов на уровне, обеспечивающем регулируемой организации получение планируемого объема выручки от поставки ресурсов в размере, необходимом для возмещения экономически обоснованных расходов, включающих налоговые и иные обязательные платежи, с одной стороны, и обеспечения доступности коммунальных ресурсов для потребителей, с другой стороны.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2022 года № 2053 «Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 г. по 31 декабря 2023 г. и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» установлены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по всем субъектам Российской Федерации на одном уровне:
с 1 декабря 2022 года – 9% к ноябрю 2022 года;
на 2023 год – 0%.
На основании вышеуказанных ограничений, постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14 декабря 2018 года № 127 (в ред. 28.11.2022 № 162) «О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2021-2023 годы» (далее – постановление Губернатора Югры) https://admhmao.ru/dokumenty/pravovye-akty-gubernatora/ предельный уровень роста платы граждан установлен для всех муниципальных образований автономного округа в размере:
с 1 декабря 2022 года – 9%;
с 1 января 2023 года по 31 декабря 2023 года – 0%.
Исходя из установленного ограничения рост тарифов с 1 декабря 2022 года на все услуги, входящие в плату за коммунальные услуги (теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, обращение с твердыми коммунальными отходами), не должен приводить к превышению установленного индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по Югре в размере 9,0%.
Для информирования граждан на официальном сайте РСТ Югры –https://rst.admhmao.ru/ размещена информация:
об установленных РСТ Югры тарифах на коммунальные услуги: баннер «База тарифных решений РСТ Югры» (расположен в нижней части главной страницы сайта, переход осуществляется по стрелке), раздел «Документы» подраздел «Цены, тарифы» (http://bptr.eias.admhmao.ru/?reg=RU.5.86);
о принятых РСТ Югры приказах: раздел «Документы» подраздел «Приказы службы» (https://rst.admhmao.ru/dokumenty/);
о законодательстве, которым руководствуется РСТ Югры при регулировании тарифов: раздел «Документы» подраздел «Законодательство» (https://rst.admhmao.ru/dokumenty/);
о расходах и производственных показателях, принятых в тарифах, отраженных в протоколах заседаний правления (https://rst.admhmao.ru/raskrytie-informatsii/).
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, включающей плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (далее – плата за коммунальные услуги), рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), и тарифов на коммунальные услуги, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На официальном сайте РСТ Югры размещен информационный инструмент «Калькулятор коммунальных платежей для граждан» позволяющий самостоятельно произвести примерный расчет платы за коммунальные услуги и оценить соответствие роста размера платы за коммунальные услуги установленным ограничениям (http://eias.fas.gov.ru/calc_ku/map/) .
Изменение тарифов и платы граждан за коммунальные услуги на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры произошло с 1 декабря 2022 года, при этом новые значения в платёжных документах появятся в январе 2023 года.
Необходимо отметить, что рост совокупной платы граждан за коммунальные услуги в сопоставимых условиях с 1 декабря 2022 года не должен быть выше предельного индекса, установленного постановлением Губернатора Югры (9%), по сравнению с ноябрем 2022 года.
Для того, чтобы самостоятельно сравнить рост платы за коммунальные услуги (с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 с установленным пределом, необходимо:
1) сложить плату за коммунальные услуги (холодная вода, горячая вода, водоотведение, газ, тепло, электричество, обращение с ТКО) из платежки за ноябрь 2022 года;
2) определить плату за коммунальные услуги в сравниваемом месяце декабрь 2022 года (с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023) в сопоставимых условиях:
а) найти используемый в расчете объем коммунальной услуги:
если плата за услугу рассчитывается по нормативу, то перемножить норматив на показатель, к которому применяется норматив (например, если плата за холодную воду рассчитывается по нормативу 3,0 м3 на 1 человека в месяц, то при 3-х проживающих объем холодной воды = 3,0 * 3 = 9,0 м3);
если плата за услугу рассчитывается по прибору учета, то в расчете необходимо применять объем ноября 2022 года;
б) найти плату за каждую коммунальную услугу перемножив найденный объем (см. пункт, а)) на тариф из платежки за декабрь 2023 года (с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023);
в) найти совокупный платеж за коммунальные услуги (холодная вода, горячая вода, водоотведение, газ, тепло, электричество, обращение с ТКО), рассчитанные согласно пункту, б);
3) рассчитать изменение совокупной платы за коммунальные услуги в процентах, поделив получившуюся плату за сравниваемый месяц декабрь 2022 года (с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023) на аналогичный показатель за ноябрь 2022 года, далее умножить на 100 и вычесть 100.
Получившийся показатель и будет фактическим изменением платы за коммунальные услуги по конкретной квартире, который сравнивается с установленным постановлением Губернатора Югры предельным индексом по соответствующему муниципальному образованию.
При этом, если гражданин проживает в многоквартирном доме, в котором выбран способ управления непосредственное управление или способ управления не выбран или не реализован, в соответствии со статьей 154 раздела VII Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ в расчете индекса роста платы за коммунальные ресурсы учитывается плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, водоотведение, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее – ОДН), в остальных случаях в расчет платы указанные затраты не включаются.
Пример расчета изменения размера платы за коммунальные услуги (при наличии приборов учета) в случае, когда выбран способ управления управляющей организацией, ТСЖ, жилищным или иным специализированным кооперативом
Платежный документ за ноябрь 2022 года
ФИО плательщика: Иванов Иван Иванович
Площадь: 54 м2. Кол-во проживающих: 3 чел. Доля МОП 5м2
Расчет размера платы за жилищные и коммунальные услуги
Расчет платы за декабрь 2022 года в сопоставимых условиях (объемы ноябрь 2022 года, тарифы с 1 декабря 2022 года)
Платежный документ за июль 2022 года
ФИО плательщика: Иванов Иван Иванович
Площадь: 54 м2. Кол-во проживающих: 3 чел. Доля МОП 5м2
Расчет размера платы за жилищные и коммунальные услуги
Если при одинаковом наборе коммунальных услуг и сопоставимых объемах потребления, рост платы за коммунальные услуги превысит, установленное постановлением Губернатора Югры изменение размера платы за коммунальные услуги, необходимо обратиться в свою Управляющую компанию, либо ТСЖ за разъяснениями.
В структуру платежного документа помимо коммунальных услуг и взноса за капитальный ремонт (услуги регулируются государством), входят плата за содержание и текущий ремонт жилого помещения, которая включает в себя: плату за услуги по управлению многоквартирным домом; плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме; плату за холодную и горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме если гражданином не заключен прямой договор с ресурсоснабжающей организацией).
При этом, плата за содержание жилого помещения не регулируется государством, её размер определяется собственниками жилых помещений при выборе способа управления многоквартирным домом (непосредственный способ управления, ТСЖ, ЖКС, либо с привлечением управляющих компаний), либо в договоре управления домом. Размер платы за содержание жилого помещения следует уточнять в своей Управляющей компании.
Контроль за правильностью установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, определения размера и внесения платы за коммунальные услуги граждан осуществляет Служба жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, сайт: www.jsn.admhmao.ru.
Информация об установленных РСТ Югры тарифах на тепловую энергию, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, по обращению с ТКО размещена на сайте РСТ Югры (https://rst.admhmao.ru/), баннер «База тарифных решений РСТ Югры» (расположен в нижней части главной страницы сайта, переход осуществляется по стрелке) и в разделе «Документы» в подразделе «Приказы службы» / «Теплоэнергетика» /«Водоснабжение и водоотведение»/ «Обращение с твердыми коммунальными отходами».
Полномочия по установлению нормативов на коммунальные услуги (холодную, горячую воду, водоотведение, отопление, подогрев воды) и установление минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме переданы Департаменту строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, официальный сайт: https://www.ds.admhmao.ru/.
Установление нормативов накопления ТКО относится к компетенции Департамента промышленности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, сайт: https://depprom.admhmao.ru/.
Повышение тарифов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре сопровождается социальной защитой граждан с низким уровнем доходов.
Для обеспечения доступности коммунальных услуг на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры создана нормативная правовая база по социальной адресной поддержке на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Поддержка по оплате жилищно-коммунальных услуг осуществляется отдельным категориям граждан в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере от 50 до 100 процентов и субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, расчет которых производится исходя из норматива площади жилого помещения, установленного законодательством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, нормативов потребления коммунальных услуг, тарифов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, установленных в соответствии с действующим законодательством.
Для получения разъяснений и предоставления мер социальной поддержки по оплате за жилищные и коммунальные услуги необходимо обращаться в органы социальной защиты населения по месту жительства, контакты которых размещены на официальном сайте Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры http://www.depsr.admhmao.ru/ в нижней части страницы раздела «Контакты» (https://depsr.admhmao.ru/kontakty/), также, получить консультацию можно на единой горячей линии «Контакт-центра» по номеру: 8-800-301-44-43, с 09:00 до 21:00 часов ежедневно.
Информация о реализации общественног
о и государственного контроля за ростом платы на коммунальные услуги на территории автономного округа размещена на сайте РСТ Югры (www.rst.admhmao.ru) в разделе «Для граждан» https://rst.admhmao.ru/dlya-grazhdan/informatsiya-o-realizatsii-obshchestvennogo-i-gosudarstvennogo-kontrolya-za-rostom-platy-za-kommunal/8409335/2023-god/