Следуя заветам Ильича
1970 год был ознаменован 100-летием со дня рождения В.И. Ленина. Бюст вождя пролетариата в Комсомольском торжественно открыли на площади перед зданием конторы леспромхоза – митинг состоялся в день рождения Ильича, 22 апреля, и собрал порядка четырех тысяч жителей. Но не только этим событием вошел в историю поселка год: юбилейной дате посвящались трудовые подвиги и новые, введенные в эксплуатацию объекты.
ДАТЬ РОДИНЕ БОЛЬШИЕ КУБОМЕТРЫ
Готовясь к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина, коллектив Комсомольского леспромхоза ставил новые трудовые рекорды. За первый квартал план по вывозке древесины предприятие выполнило на 106,4 %, по реализации – на 107 %, выработав 283 кубометра, сообщала газета «Путь Октября» в марте 1970 года. По труду и честь. Среди лесозаготовительных предприятий района Комсомольский ЛПХ был признан победителем соцсоревнования. Более 200 передовиков производства, чьему героизму леспромхоз обязан своими успехами, наградили юбилейными медалями и трудовыми орденами. Одним из первых в стране освоив двухсменный режим работы, в 1970-м коллектив переводился уже на «трехсменку». Полным ходом шло техническое переоснащение предприятия. Четкая работа самой современной по тем временам техники вкупе со стремлением настоящих тружеников достигать все новых высот принесли свои плоды: задание пятилетки Комсомольский леспромхоз выполнил первым в Западной Сибири, а к концу года объем лесозаготовок в два раза превысил его проектную мощность.
«НАД КОНДОЙ НЕСЕТСЯ КОНЬ – ОГНЕННЫЙ, СТАЛЬНОЙ…»
В самом начале 1970 года газета «Путь Октября» сообщила о завершении строительства железной дороги «Ивдель — Обь». Значение этого события переоценить сложно: связав промышленный Урал с севером Тюменской области, 372-километровая магистраль открыла большие перспективы для дальнейшего экономического развития края, богатого лесом, газом, нефтью. За десять лет, что прокладывалась дорога, строители отсыпали 13 млн кубометров грунта, уложили 450 километров рельсов, возвели 318 мостов и 780 станционных зданий. И чем далее уходила вглубь вековой тайги стальная магистраль, тем труднее становился путь первопроходцев. Вот что писал в «районке» ветеран стройки «Ивдель – Обь», инженер Алексей Свитов: «Здесь, в тайге, сплошные болота. Чтобы проложить трассу, приходилось специальную автодорогу строить. А с нее не сойдешь! Не сделать шаг ни вправо, ни влево – провалишься в болото. Даже машине самой высокой проходимости не проехать». Примечательным для Алексея Ивановича, имевшего за плечами немалый опыт в сфере железнодорожного строительства, стало то, что еще на этапе своего возведения северная магистраль способствовала освоению края. Возле трассы, километр за километром протягивавшейся вперед, появлялись леспромхозы, откуда непрерывным потоком шли вагоны с лесом, вырастали поселки, вдохнувшие жизнь в ранее пустынные места. Первый пассажирский поезд по строящейся магистрали проследовал от Першино до Алябьево 10 июня 1962 года. Из Свердловска и Серова до конечной станции Сергинской (ныне — Приобья) поезда отправились 1 февраля 1970-го.
ПАМЯТНИК С ИСТОРИЕЙ
Установленный в 1970 году бюст В.И. Ленина позднее был перенесен на территорию школы № 3. А в 2012-м после реставрации занял почетное место в постоянной экспозиции городского музея истории и этнографии. В том же году на той же улице, названной в честь вождя пролетариата, появился новый памятник: отлитый из меди, высотой 5,5 м, он был установлен недалеко от здания «Югорскэнергогаза» 25 октября. Судьба у этой скульптуры не менее интересная, чем у ее предшественницы: изготовленная на ленинградском заводе еще в 1988 году и планируемая к установке в 1991-м, она была предана забвению и много лет пролежала в деревянном ящике на складе. В 2012 году актив местного отделения КПРФ во главе с Евгением Ершовым адресовал мэру Раису Салахову письмо-ходатайство, и после получения разрешения памятник был водружен на постамент. Конечно, церемония прошла «совсем не с тем размахом, как это было принято в прежние времена. Ни оркестра, ни почетного караула, ни пионеров в красных галстуках», писала в 2012 году газета «Югорский вестник». «Несмотря ни на что, установка памятника – это историческое событие для нашего города, — дал тогда комментарий журналистам Евгений Ершов. – Об этом будут помнить долгие годы».
Подготовила Татьяна БЕБЫХ