За первый месяц наступившего года телефонным мошенникам югорчане подарили 60 миллионов рублей. Злоумышленники выманивали деньги под самыми разными предлогами. Журналисту ОТРК «Югра» Михаилу Светашеву тоже позвонили. И такой получился занимательный диалог.
«У меня зазвонил телефон». Но звонил вовсе не слон, а незнакомый молодой человек, с незнакомого номера через WhatsApp. Причем абонент был отмечен логотипом известного российского банка, сотрудником которого он представился. И заявил, что кто-то пытается зайти в личный кабинет Михаила.
«10 минут назад был выполнен вход в ваш личный кабинет из Саратовской области с мобильного устройства. Вы кому-нибудь предоставляли доступ в данной области? – Нет, не предоставлял. Скажите, паспорт и карта нашего банка не утеряны, находится при вас? – Не утеряны, находятся при мне».
Собеседник настойчиво убеждал, что необходимо срочно спасать сбережения и не дать мошенникам возможность оформить кредит на имя журналиста.
«Давайте, я сейчас схожу в правоохранительные органы и напишу заявление. – Давайте сначала проведем регламентные работы, это не займет много времени».
Регламентные работы заключались в следующем: необходимо было набрать в поисковике слово «Поддержка», и вот чудо, сразу же выскакивала рекомендация приложения – удаленный рабочий стол AnyDesk. Молодой человек настаивал, чтобы Михаил установил его на свой телефон. То, что поисковик выдал именно эту программу не случайность. Заинтересованные лица оплачивают, как рекламу, выдачу приложения удаленного доступа по ключевому слову – «Поддержка».
«Предоставлю вам доступ к своему устройству? – Нет. Вы предоставите доступ системе банка. – А я не хочу. Зачем система банка будет рыться в моих личных данных? – Никто в ваших личных данных рыться не будет. Мы просто установим двухфакторную защиту в вашем личном кабинете, тем самым деактивируем вход постороннего устройства».
Однако, удобная программа удаленного доступа может стать троянским конем в вашем телефоне.
Сергей Сергеев, заместитель начальника СУ УМВД России по г. Нижневартовску: «Программа удаленного доступа позволяет мошенникам без вашего ведома осуществлять перевод денежных средств с одного счета на другой, а также оформлять кредиты на вас, без вашего ведома. В том числе, осуществлять другие операции, о которых вы можете не знать, в дальнейшем может привести к тому, что может быть причинен значительный ущерб».
В полиции объяснили, что представители банков никогда не проводят финансовых операций по телефону и не требуют выполнять каких-либо действий, также, как и правоохранители.
«Сотрудники правоохранительных органов могут обращаться к гражданам, вызывая их для личного участия. Звонки по телефону с предложением сообщить какие-то личные данные, в том числе, с просьбой перевести денежные средства для каких-то услуг, участия в следственных действиях, невозможны», – подчёркивает Сергей Сергеев.
Когда незнакомый собеседник, кем бы он не представлялся, требует от вас скачать приложение, перевести деньги, взять кредит или назвать личные данные, следует немедленно прервать беседу и перезвонить на горячую линию своего банка, номер которой указан на карте.
Когда мнимый сотрудник банка понял, что на роль жертвы Михаил Светашев не годится, то разговор стал более откровенным.
«Ну, а теперь, давай личные вопросы. Сколько вы получаете с каждого клиента? Какой процент? – Я не могу озвучить данную информацию, так как данная информация не является актуальной. – Очень актуально. Мне хочется узнать вашу личную заинтересованность, когда вы обманываете людей. Может быть я хочу устроиться к вам на работу. Если меня заинтересует зарплата. – Ну, полторы тысячи в неделю».
В среднем, получать полторы тысячи долларов в неделю – очень неплохо. За такие деньги, нечистоплотные люди, готовы представляться кем угодно. Для них неважно, что они оставляют своих жертв без средств к существованию. Ничего личного, просто бизнес. А потерпевшие, свей доверчивостью, поддерживают деятельность мошенников.