В Югре открыли Год педагога и наставника. Напомним, он был объявлен президентом России. Торжественная церемония прошла на этой неделе в окружном центре. На форуме «Учить. Вдохновлять. Развивать» представители одной из самых важных профессий говорили о приверженности своему делу, принципах семейных династий, передаче опыта.
Югра богата талантливыми педагогами. И это подчеркнула губернатор Наталья Комарова, приветствуя участников форума «Учить. Вдохновлять. Развивать». Достижения югорских учителей подтверждаются победами в различных конкурсах. Эти успехи продолжают их воспитанники. В округе широко применяются практики наставничества. Текущий год должен послужить развитию творческого потенциала педагогов, повышению социального престижа профессии.
Наталья Комарова, губернатор Югры: «Подчеркну это направление вашей ответственности – это привлечение в профессию «педагог». А я встречаю много молодых людей, детей, которые на вопрос о том, какую профессиональную дорогу они выбирают, называют «учитель». И нам всем очень важно престиж, уважение к людям, выбравшим эту профессию, развивать максимально. Страна нуждается в специалистах, которые очень хорошо знают свою работу, свою профессию, и любят её».
Галина Вишнякова, заслуженный работник образования Югры: «Можно сказать, что моя педагогическая профессия началась с 7-летнего возраста, когда я пошла в класс, и после прихода с уроков я садила дома своих кукол, раздавала им листочки, чтобы они писали, чтобы они записывали то, что я слышала от учителя – классного руководителя. И учила своих кукол школе. С того времени я не могу расстаться со школой».
Приверженность профессии может сформироваться уже с малых лет. С самоопределением помогают и в самих школах. Профориентация. Как показывает практика, открытые уроки, встречи и конкурсы действительно имеют свой эффект.
Яков Аксенов, ученик 9 класса МБОУ «СОШ №1», г. Нефтеюганск: «Мы представляем профессию педагога. Мы выбрали ее, потому что это очень важная профессия в современном мире. И вообще профессия педагога очень важна для человечества, потому что они отвечают за будущее развитие общества в целом».
Порядка 900 профессионалов поделились на форуме в Ханты-Мансийске гордостью за выбранное дело, обсудили наставничество как эффективный инструмент развития кадрового потенциала, связь поколений через традиции и ценности.
Елена Подбуцкая, заместитель главы Урая по социальным вопросам: «В любом случае, патриотическое воспитание в рамках образовательной программы, в рамках воспитательной работы школы, такая тематика присутствовала, просто её не выделяли в отдельный блок и не вводили в отдельную систему. Действительно очень важно подрастающему поколению говорить о насущных, важных проблемах, о роли государства, роли патриотизма. Что это такое, как развиваются отношения, как комфортно в мире сосуществовать».
«По сути своей, наставником может выступить каждый из нас. И в этой связи упомяну о набирающем рост, активность российском движении «Движение первых». У нас создана уже 121 первичная организация, отделение всероссийского движения», – рассказала глава региона.
Присоединиться к движению могут школьники, начиная с первого класса. Для детей это опыт волонтёрства, изучение экологии, возможность путешествовать, раскрывать таланты.
Даниил Торопов, ученик лицея им. Г.Ф. Атякшева, г. Югорск: «Я считаю, что очень важно вступать в такие движения, потому что каждый школьник должен быть ответственным. Держать ответственность всегда и везде быть первым, выступать и быть активным в своей школьной деятельности».
Ксения Анциферова, ученица гимназии г.п. Советский: «В «Движение первых» меня привело мое активное поведение, постоянное желание что-то творить, что-то новое придумывать, не сидеть на месте. В планах у нас реализовывать многие мероприятия, как-то тоже развивать другую молодежь, как-то пропагандировать наше движение, чтобы оно расширялось и было более многочисленным».
С открытием тематического года в Югре пройдёт порядка 40 различных событий. Помимо форумов, это круглые столы, акции, а также мастер-классы. В этом году округ поддержит тех учителей, которые вкладывают своё мастерство и душу в профессиональный и творческий рост своих воспитанников.
Елена Шумакова, заместитель губернатора Югры: «Поэтому мы приняли специальное решение о введении новых мер поддержки в этом году для педагогов, которые станут победителями на всероссийских творческих конкурсах. Мы вводим специальный грант – выплату в размере 1 миллиона рублей. Для призёров соответствующих конкурсов эта сумма составит 500 тысяч рублей. Кроме того, мы все понимаем, что для любого педагога самая главная награда – это победа его учеников, воспитанников, тех, в кого они вкладывают себя, свою душу. Поэтому мы также вводим новые специальные меры поддержки для тех педагогов, которые воспитают победителей всероссийских олимпиад и конкурсов».
А школьники Югры вообще активно участвуют в таких интеллектуальных состязаниях и занимают призовые места. И это, к слову, тоже помогает в будущем выбрать профессию. Но только если наставник сможет грамотно заинтересовать ученика, направить его. А некоторые дети показывают интерес к нескольким сферам. Про таких говорят – всесторонне развитые.
Анастасия Васильева, ученица КСОШ-ДС, г. Пыть-Ях: «Победа в олимпиаде дает толчок к саморазвитию, банально. Чтобы доносить, что олимпиада – это не так страшно. И все могут дети ее проходить. А не так, чтобы какие-то отдельные личности, какие-то отличники. Даже троечник может пройти это».
Система наставничества – это не только про учителя, направляющего ребёнка. В помощи могут нуждаться и сами педагоги. Поэтому в Югре существует реверсивное наставничество, когда уже высококвалифицированный специалист становится подопечным молодого учителя, и получает ответы на вопросы, в которых испытывает затруднения.
Яна Каримова, учитель математики школы № 4, г. Покачи: «У нас периодически меняются требования к ведению и проверке рабочих тетрадей. Есть общепринятые требования математические, как мы должны вести тетради, но в каждой школе они разные. И естественно первым вопросом, которым я озадачилась, а как правильно делать».
Педагоги Югры не «костенеют» в предложенных много лет назад образовательных канонах, а постоянно совершенствуются, ведь сейчас в мире столько источников информации, включая, конечно же, интернет. Поэтому они просто обязаны делать свои уроки интересными для детей.
Алексей Дренин, директор департамента образования и науки Югры: «Любая задача не только педагога, но любого профессионала – это образование в течение всей жизни, это современные направления. И только таким образом можно развиваться как профессионал. И какие бы ни были технологии, они никогда не смогут конкурировать ни с педагогом, ни с каким-либо другим профессионалом, потому что любая технология – это дополнительный инструмент в руках профессионала. Югорские педагоги в части использования цифровых технологий – одни из лучших в стране».
Итак, Год педагога и наставника торжественно открыт. И, как отметила губернатор, закрывать его не будут.