Танец — это выражение внутреннего состояния души, разговор без слов. Зритель, глядя на то, как легко и непринужденно двигаются танцоры на сцене, как они умело владеют свои телом, часто даже не догадывается, какой титанический труд стоит за этим. О тонкостях профессии рассказал руководитель хореографического коллектива Павел Новоселов.
— Павел, расскажите о себе. Откуда вы родом?
— Я родился в Курганской области, в селе Рынки Петуховского района. Там жил и учился в школе до 9 класса. Потом поступил в Курганский областной колледж культуры на отделение хореографии, уехал в Курган.
— Вы до этого занимались хореографией? Легко было поступить?
— Я с детства знал, что буду танцевать. Хотя в нашем небольшом селе для этого не было возможности. У нас даже дома культуры как такового не было. Но в школе работали замечательные, увлеченные педагоги, которые еще и занимались творчеством. Учитель истории, например, ставила школьные спектакли. Я с удовольствием ходил в театральный кружок, участвовал во всех постановках, концертах, везде, где только можно было. Конечно, когда я приехал поступать в колледж, вместе со мной поступали ребята, имевшие за плечами хорошую подготовку. Конкуренция была серьезная, меня не хотели брать, пришлось уговаривать.
И вот тут-то, начав учиться в колледже, я понял, какой это тяжелый физический труд — танцевать. Это колоссальные нагрузки. На первом курсе, спустя полгода, пришлось взять академический отпуск, не выдержали колени. Вернулся в школу. Но вскоре понял, что без танца не представляю своей жизни, и возобновил учебу в колледже.
После окончания колледжа мне предложили продолжить учебу в Санкт-Петербурге, на бюджетной основе. Конечно, предложение было очень заманчивым. Но к тому времени подросла младшая сестра, пришло время ей становиться студенткой. Мама поднимала нас одна, и двоих ей было просто не вытянуть. К тому же, меня уже пригласили на работу в Богандинский дом культуры звукооператором. Год проработал на этой ставке, а потом набрал свой первый коллектив и стал хореографом. Вел детей от дошкольников до старшеклассников.
— Как вы оказались в Югорске?
— Ну, до Югорска я успел поработать преподавателем хип-хопа в тюменской танцевальной школе. Причем, когда я начинал учить других, сам еще тоже только начинал работать в этом направлении, никакой базы хип-хопа не имел. По образованию я больше «народник». Кстати, меня и в эту школу тоже сначала брать не хотели (смеется – прим. корр.), но взяли с условием, что буду развиваться. Одним из решающих аргументов было то, что ко мне тянулись дети, я мог найти к ним подход.
Это был очень насыщенный период в моей жизни. Работал и в Богандинском, и в Тюмени, вел одновременно восемь групп. Года через три я принял решение окончательно перебраться в Тюмень. Было страшно, конечно, терять официальную работу, уходить в коммерческую структуру. Но в танцевальной школе я работал в молодом амбициозном коллективе, где было за кем тянуться. И это колоссальный опыт.
В это же время я поступил в Тюменский институт культуры на заочное отделение и получил еще одно образование. Спустя несколько лет меня пригласили в «Газпром трансгаз Югорск», так я оказался здесь.
— В чем заключается ваша работа?
— Я руководитель коллектива, веду шесть групп, это больше 60 детей. Возраст моих учеников — от дошкольников до старшеклассников. В основном составе две группы – 10-12 лет и 13-15 лет. Недавно мы вернулись с всероссийского фестиваля «Танцы улиц», который проходил в Тюмени. Это очень крутой фестиваль, участвуем уже второй раз. Мероприятия такого масштаба — отличная возможность поднять свой профессиональный уровень. Всегда говорю, что один фестиваль заменяет три месяца занятий с тренером. Здесь, в Югорске, нам не с кем конкурировать. А выезжая, мы можем, что называется себя показать, на других посмотреть.
— Как вы выстраиваете отношения со своими воспитанниками? Вы для них друг или учитель?
— Я считаю, что все нормальные отношения должны строиться на доверии и честности. Это самое главное. Мы можем где-то подурачиться, поиграть, это ведь дети. Но определенную дистанцию, что я тренер, а они — ученики, сохраняем. Я не сторонник жестких методов, мы можем спорить. Бывает, что ошибаюсь и спокойно признаю это. Упирать на то, что я старше и только поэтому априори прав — не мое. Признавать ошибки — это не слабость, наоборот, это позволяет двигаться дальше.
Да, иногда могу быть строгим, если вижу, что это поможет добиться результата. Но при этом учу, что танец нужно каждый раз проживать, вкладывать себя, свою душу, а не просто механически и правильно выполнять определенные движения. И что бы ни произошло на сцене, выключился свет, музыка — продолжаем танцевать, как ни в чем не бывало. А еще для достижения успеха очень важна поддержка родителей, их заинтересованность в том, чем занимается ребенок.
— Когда выступают ваши дети, вы где? В зале или за кулисами?
— По-разному. Иногда, когда очень волнуюсь, вообще стараюсь не смотреть выступление. Когда смотрю, конечно, эмоции зашкаливают, невольно начинаю вместе с ними, что называется, качать.
— Каких результатов добились вы и ваши ученики?
— Мы пока еще только встаем на ноги. В этом году дебютировали на нашем корпоративном фестивале «Северное сияние», где девчонки старшей группы заняли третье место. Считаю это успехом, потому что до этого мы даже отборочные туры не проходили. Вообще в этом сезоне у нас было 5-7 конкурсов, где мы заняли призовые места.
Недавно мы переехали в обновленный центр «Норд», теперь у нас отличные условия для занятий. Появился большой шикарный класс, сцена, так что теперь нам только вперед и вперед.
— Два слова о вашей семье.
— Жена окончила Тюменский институт культуры, она режиссер праздников. Так что, можно сказать, у нас творческая семья. Подрастает дочь, ей чуть больше двух лет.
— О чем вы мечтаете?
— Как, наверное, любому руководителю, мне хочется воспитать хороший сильный коллектив. Танцевать самому — уже поздно, да и мне больше нравится именно преподавать.
— Где вы берете идеи?
— О, это масса источников, может быть все, что угодно. Музыка, фильмы, общение с друзьями. Бывает даже, что где-то увижу какой-то костюм и начинаю развивать идею нового танца. А вот различные танцевальные шоу, которые сейчас идут на телевидении, не смотрю. Нет на это времени.
— Хореография — это ведь не единственное ваше увлечение?
— Да, еще в студенчестве я начал заниматься диджеингом. Мне это нравится, но не хватает времени. Надо ведь еще и семьей заниматься. Но все равно стараюсь, еще и получается на этом немного зарабатывать.
— Ваша мама, наверное, гордится вами?
— Думаю, да. Она всем говорит, что сын работает в «Газпроме» (смеется – прим. корр.). Вот бабушка — точно гордится. Потому что ее отец, мой прадед, очень хотел, чтобы в семье кто-то танцевал. Получается, я осуществил его мечту.