Юбилейная дата отличный повод вспомнить о первооткрывателях воздушных трасс и тех, кто работает в небе сегодня. История гражданской авиации в Югре началась в 30-е годы прошлого века. Первый пассажирский самолёт приняли в Сургуте в 1931 году в районе нулевого причала. Четыре года спустя открылись авиатрассы Тюмень — Остяко-Вогульск и Самарово — Сургут. За год авиаторы перевозили всего лишь несколько сотен пассажиров.
Дмитрий Сурков, заведующий отделом истории и этнографии БУ «Музей природы и человека»: «Первые самолёты были достаточно компактные по грузоподъёмности — это АИР-1, АИР-6. Они вмещали не более трёх человек. Мало груза. Для экстренных ситуаций, чиновников, важных дел. Со временем авиация начала расширятся и более крупные самолёты начали летать».
Гидропланы долгое время были самыми распространёнными крылатыми машинами в Югре. Но к началу 80-х надобность в гидроавиации отпала, поэтому бипланы поставили на колеса, а гидропорты закрыли.
Пик развития гражданской авиации в Югре пришёлся на 60-70 годы — время геологов, нефтяников и газовиков. Молодые профессионалы летели сюда за мечтой — найти нефть, обустроить город, поднять промышленность.
«Тогда сюда стали перебрасывать и вертолёты. Ми-2 здесь летали, К-15. Со временем Ми-4 и Ми-8 наиболее приспособились для нужд нефтяников и геологов. Ми-8 было где-то до 300 машин здесь. Но это с 60 по 90 годы. Авиапарк был достаточно мощным», — рассказывает Дмитрий Сурков.
Ближе познакомиться с историей югорской гражданской авиации можно в Музее природы и человека. В Ханты-Мансийске открылась выставка, приуроченная к 100-летию отрасли. Примечательно, что экспонаты предоставили ветераны профессии. Это форма пилотов и бортпроводников, штурвалы, лётные приборы, фотографии, награды и документы. Выставка стала дополнением к постоянной экспозиции «Связь времён». Ведь благодаря первооткрывателям авиация стала такой, какой мы её знаем сегодня.
Ещё один летательный аппарат, который по праву может называться визитной карточкой Югры — вертолёт Ми-8. Именно его чаще всего использовали при доставке грузов и людей с «большой земли». Эта модель и сейчас крайне востребована в регионе. Если в начале своей карьеры Ми-8 подпускал к штурвалу только мужчин, то сейчас им управляют и женщины. Полина Крецу — одна из них.
Полина Крецу, пилот вертолета Ми-8: «Вертолет Ми-8 для меня самый лучший вертолет, самый надежный, везде сможет сесть, отовсюду сможет взлететь, просто супер!».
Девушка продолжает авиационную династию. Она — представить третьего поколения в увлечённой небом семье, общий трудовой стаж которой — 133 года. А в прошлом году он увеличился сразу до 145 лет. Полина вышла замуж за авиатора.
«Я нашла мужа в небе. Мы летали с ним по санзаданию, ушли на запасной аэродром в Сергино, так мы и познакомились, на работе. Сейчас работаем в одном подразделении — в поселке Березово», — рассказывает Полина.
Несмотря на ответственность заданий, а Полина летает в составе санавиации, рейсовых полетах, участвует в тушении лесных пожаров, девушка считает свою работу романтичной: «С моего рабочего места открываются прекрасные виды. Раньше я даже фотографировала облака, реки, замерзшие леса, но поняла, что это всё так красиво, что памяти в телефоне просто не хватает».
Яркий пример того, как в Югре относятся к людям, которые не витают, но работают в облаках, стала торжественная церемония вручения государственных и региональных наград. Её приурочили к 100-летию гражданской авиации. Отличившиеся бортпроводники, инженеры, диспетчеры, пилоты, специалисты службы безопасности. В общей сложности, награды получили 54 человека.
Наталья Комарова, губернатор Югры: «Гражданская авиация играет ключевую роль в развитии экономики, социальных связей, развитии гражданского общества в нашей стране. И если брать наш регион, то авиация была самым надёжным навигатором для коммуникации внутри региона тогда, когда осваивались богатства Западно-Сибирской нефтегазовой провинции».
За век своего существования гражданская авиация соединила самые удалённые уголки страны. Конечно, большой вклад в развитие отрасли внесла и Югра. И сегодня регион продолжает наращивать маршрутную сеть, открывать новые направления, повышать доступность для пассажиров. Авиация стирает границы. И внушительный по размерам регион становится единым целым, не смотря на любые расстояния.