Осторожно, мошенники!
В последнее время участились случаи мошеннических действий с использованием современных информационных технологий.
Аферисты используют целый ряд психологических приемов, чтобы обогатиться за чужой счет. Например, выдают себя за авторитетных людей, торопят доверчивых граждан принять поспешное решение, пытаются выиграть доверие и симпатию, применяя лесть и комплименты. Также часто телефонные преступники используют эмоциональные приемы, чтобы вызвать у жертвы страх, стыд, чувство вины.
«Один из способов мошенников – играть на страхе людей. От страха внимание сужается. Играет инстинкт самосохранения. Человеку становится страшно и ему нужно понять, что делать в экстренной ситуации. В этот момент мошенник говорит, что именно необходимо делать. Основная цель граждан – не вступать в диалог с мошенниками», — отметила Ольга Гончарова, медицинский психолог филиала Советской психоневрологической больницы в городе Югорске.
В 2024 году в дежурную часть ОМВД по Советскому району обратился 57-летний мужчина с заявлением о хищении денежных средств. Мужчине в мессенджере поступило сообщение с аккаунта его руководителя с просьбой ответить на важный звонок из силовой службы. После чего поступил звонок от лжесиловика, который сообщил, что с банковского счета советчанина производятся подозрительные операции. Вскоре позвонил якобы специалист финансового учреждения, который сообщил, что в данный момент от имени заявителя оформляется кредит. Для опережения действий аферистов заявителю необходимо самому оформить кредит и перевести денежные средства на «безопасный счет». Мужчина перевел аферистам свыше 14 млн. рублей, из которых 11,5 млн. заемных средств.
С аналогичной ситуацией в дежурную часть ОМВД России по городу Югорску обратилась женщина с заявлением о хищении денежных средств. Женщине в одном из мессенджеров поступило сообщение якобы от непосредственного руководителя. Он предупредил, что ей поступит важный звонок. Собеседник представился сотрудником правоохранительного органа.
Сообщил, что мошенники в лице банковских сотрудников пытаются оформить кредиты на ее коллег. В целях оказания помощи в поимке преступников женщину попросили взять кредит и перевести деньги на указанный счет. Женщина взяла в банке кредит и перевела аферистам порядка 1 млн. рублей.
Ежедневно мошенники придумывают новые и хитрые варианты обогащений. Например:
- звонят и представляются сотрудниками Центрального банка России. Сообщают, что с банковских карт клиента пытаются списать денежные средства и просят перевести их на «безопасный счет»;
- звонят и сообщают, что на ваше имя в центр госуслуг пришло заказное письмо. Его необходимо получить в отделении почты России по месту регистрации. Для оформления отправления письма просят назвать код из смс-сообщения. Мошенники используют код для регистрации на сайте «Банки.ру» и оформляют кредит;
- на адрес электронной почты или в мессенджерах рассылают предупреждения от имени банков. Сообщают, что со счета клиента якобы спишут новый налог на специальную военную операцию. Для отмены налога предлагают подписать отказ от «положенных» начислений. Для отказа необходимо перейти по ссылке, которая ведет на подменный сайт банка. После ввода данных для входа в личный кабинет банка, информация поступает к мошенникам. В результате происходит хищение денежных средств, находящихся на счетах;
- звонят и представляются сотрудниками оператора сотовой связи. Под предлогом изменения тарифа сотовой связи, мошенники получают доступ к банковской карте;
- создают в мессенджерах и соцсетях фейковые страницы. С помощью нейросетей подделывают голоса глав российских городов и рассылают провокационные и нелепые сообщения.
Обращаем внимание, что не следует сообщать персональные данные, данные своих банковских карт, а также следовать инструкциям, которые вам дают люди, позвонившие с неизвестных номеров.
Если вы столкнулись с фактом мошенничества, незамедлительно звоните в отдел полиции по номерам: 7-60-01 или 112.
Управление внутренней политики и массовых коммуникаций