Лось — небесный житель
В угорском искусстве образ лося является одним из самых древних
Образ из легенд, покровитель рода, высший дух и герой преданий — все эти понятия тесно связаны со священным для народов ханты и манси животным. Именно лось на протяжении многих столетий ассоциировался с силой и выносливостью, мистическими историями и обрядовыми действиями.
Наиболее распространенным в угорской среде является струнный щипковый инструмент, имеющий продолговатую форму и напоминающий своими очертаниями лодку. У манси он называется санквылтап, а его хантыйский собрат — нарс-юх. В коллекции югорского музея есть уникальный санквылтап, не имеющий аналогов, в котором роль резонаторного ящика выполняет вырезанная из кедра фигура лося. Изображение очень реалистично, проработаны анатомические особенности животного — суставы, копыта, губы, ноздри, глаза, рога. Изготовил лося мастер Николай Гаврилович Куриков, проживавший в Урай-
пауле в верховьях Пелыма.
Чем же обусловлен выбор зооморфного образа для музыкального инструмента? Санквылтап — универсальный инструмент, под его аккомпанемент пели песни, он сопровождал танцы и представления на традиционных праздниках. Наигрыши на нем имели большое значение в обрядовой практике для призыва духов через исполнение их именных песен. Принимая во внимание то, что манси, проживавшие в бассейнах рек Тавда и Конда, почитали лося как покровителя рода, изготовление такого музыкального инструмента нельзя считать случайным. Санквылтап именно такой формы мог выступать в качестве эквивалента бубну у шаманов при обрядовом путешествии по мирам.
В представлениях коренных народов Севера лось выступал как высший дух и герой легенд и мифов. Один из них повествует о том, что он первоначально жил на небе и у него было шесть ног. Лось бегал так быстро, что никто не мог его догнать. И вот однажды охотник Мось-хум решил сделать лося доступным для человека, чтобы использовать его мясо в пищу, а шкуру — в хозяйстве. Мось-хум надел свои быстрые лыжи, подбитые выдровой гладкой шкурой, взял в руки саблю и помчался вслед за животным. Он бежал с южной части Урала и догнал усталого зверя лишь на северном его конце. И там взмахом своей могучей острой сабли Мось-хум отрубил задние конечности лося. С этого времени он перестал быть священным, и люди начали охотиться на него.
Лыжня охотника, проложенная во время погони, осталась на небе. Так как Мось-хум бежал очень быстро, комья снега от его лыж падали по обе стороны, они стали звездами и превратились в Млечный путь. Убитый лось тоже виден на небосклоне — над северным Уралом, где его догнал охотник, сияют семь ярких звезд «ковша» Большой Медведицы, которые манси называют созвездием Лося.
Даже после этой легенды образ лесного жителя не потерял своей мистики. Так, сохранилось поверье, что мясо убитого лося следует варить долго и обязательно три раза добавлять в котел воды, поскольку только тогда выкипает его «священность». Стоит отметить, что в сыром виде мясо лося никогда не употребляют в пищу.
Еще один миф народов Урала и Западной Сибири про лося объясняет смену дня и ночи. Неутомимый охотник преследует животное, похищающее солнце. Когда герой настигает беглеца, он возвращает светило в тайгу Верхнего мира, и ночь сменяется днем. Но каждый вечер лось вновь выкрадывает солнце, и ночью охотник снова пускается в погоню.
Лось занимал одно из центральных мест в хозяйственной деятельности таежных охотников, и в угорском искусстве его образ — один из самых древних и устойчивых. Изображение животного наиболее часто присутствует в древних уральских наскальных рисунках. Известны изображения лося в мелкой пластике из кости, рога, дерева — на костяных лопаточках, рукоятях для ножей. В I тыс. н.э. бронзовые образы широко использовались в культовых вещах и в костюмной гарнитуре, состоящей из пронизок, накладок, подвесок, пряжек и наконечников ремней.
Сохранилось немало преданий и бытовых рассказов о лосях. Особенно яркое впечатление оставляют повествования о буйстве самцов во время осеннего гона, когда они наводят своими боями ужас на округу, идут напролом через чащобу, огонь и воду, нападают на медведей и человека. О них говорят, что до 7 лет они взрослеют и мужают, после — дряхлеют и слабеют. Как богатыри в легендах, старые лоси нередко убивают друг друга.
В целом, символика образа лося основана на его небесном происхождении и таких качествах, как неисчерпаемая сила и выносливость. Она вполне может стать частью айдентики Югорска — города с сильным и стойким характером.
Материал подготовлен и опубликован в рамках проекта «Эсский перстень — больше, чем легенда», реализуемого Региональной общественной организацией ХМАО — Югры «Историко-культурный просветительский центр «Музейная инициатива» при поддержке гранта губернатора Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.
Автор: Татьяна Шакирова