Купить нельзя, ремонтировать
Новый автомобиль сейчас стал не по карману
Однажды Ильф с Петровым заметили, что автомобиль — не роскошь, а средство передвижения, и это была сатира. Почти до развала СССР свободно купить личное авто было большой проблемой, и лишь 1990-е годы стали временем автомобильного бума. В страну потоком хлынули всевозможные «тойоты», «мерседесы», «мицубиси» и прочие «хонды» с «фольксвагенами». Они дали фору отечественному автопрому и постепенно вытеснили с российских дорог «жигули» и «москвичи».
За 30 лет россияне привыкли, что машину может купить любой человек и что в семье она может быть не одна, что авто можно приобрести за наличку, в кредит, взять в лизинг. Причем кредит давал возможность выбора — новый, старый, подержанный; люксовый, эконом-класса; средний по цене или супердорогой. Автомобиль действительно стал средством передвижения. Считалось, что менять его нужно раз в пять лет. За это время производитель совершенствовал старые модели или придумывал что-то новое — опции или экстерьер. Вот совсем недавно китайцы разработали автомобили, оснащенные технологией магнитной левитации — мы только стали привыкать к электрокарам, а тут уже подоспели «летающие машины».
Автовладельцы стали бережнее относиться к своим автомобилям, восстанавливают их и решаются на апгрейд.
Дошло до того, что в Госдуме стали обсуждать предложения по ограничению сроков эксплуатации техники, так сказать, с «просроченными ресурсами», то есть на полном серьезе еще в январе 2022 года на повестке стоял вопрос — запретить ездить на старых автомобилях или нет. Депутатам не нравилась их неэкологичность. Теперь эта тема неактуальна. К послужившим верой и правдой «тачкам» отношение сейчас изменилось, «ветеранов» автопрома стали холить и лелеять. Теперь они становятся средством роскошного передвижения.
Содержание
Ходовая часть в ходу
Времена стихийных авторынков где-нибудь за городом ушли вместе с СССР, люди стали привыкать к тому, что машины продают официальные дилеры крупных заграничных или отечественных заводов. Нынешняя же реальность такова, что про новые авто можно забыть. Автоконцерны, которые развивали производство собственного бренда, приостановили или вообще отказались от своей деятельности на территории РФ. Так поступил Mercedes-Benz, Toyota Motor. В Калуге, где работал Mitsubishi, из-за проблем с поставкой деталей из Японии, что называется, встал конвейер. В этом же городе уже не будут заниматься сборкой тягачей Volvo. В Татарстане у совместного с Ford Motor Company предприятия приостановлена деятельность. То же самое произошло в Калининграде с BMW. Прекратил сотрудничество с КАМАЗом концерн Volkswagen. Honda, Mazda, Jaguar Land Rover отказывает в поставках автопродукции, а из-за санкций в Москве теперь невозможно собирать модели Renault. Детали шли в Россию из Румынии, поставками занимались через Украину и Польшу.
На самом деле санкции только усугубили ситуацию. Проблемы начались гораздо раньше. «Из-за пандемийных ограничений по всему миру были большие проблемы с поставками», — говорит старший сервис-консультант «Тойота Центр Югорск» Редаль Гумаров. Закрытие границ и самоизоляция привели к тому, что сократились производственные мощности, и были нарушены привычные связи. А главное в работе сервис-центров — непрерывность и надежность поставок.
В 2021 году, когда ситуацию с коронавирусом удалось немного взять под контроль, люди решились на покупки.
Вернуть былой лоск потускневшему от времени автомобилю могут виниловые пленки.
Приобретение недвижимости требовало больших расходов, потому оказалось не столь популярно, тогда взоры россиян были обращены на движимое имущество. Банки в ту пору столкнулись с парадоксом: деньги есть, за кредитами — милости просим, а покупать народу было нечего. Тогда значительно увеличился спрос на машины с пробегом. Банки отмечали немыслимый ажиотаж, число кредитных заявок на подержанные авто выросло в разы. Последний всплеск — конец февраля-начало марта. Но после того как Центробанк повысил ключевую ставку до 20 %, о кредитах в банках стали говорить как о большой проблеме.
Выросли цены и на автомобили с запчастями. «Взять хотя бы Toyota RAV4, цена на нее была, в зависимости от комплектации, от 3,2 млн до 3,3 млн рублей, а сейчас в той же комплектации она может стоить 4,5-4,6 млн, — рассказывает Редаль Гумаров. — А если взять Lexus премиум-сегмента, то ценник будет под 20-25 млн рублей, а был, скажем, 16 млн. Понятно, что цена выросла и на расходный материал — те же ГСМ, запчасти. На разные товары прибавка составила от 50 до 100 %. Например, ГСМ, масло подорожали на 100 %, расходный материал, фильтры — процентов на 80. Что касается оригинальных запчастей, то мы начали искать новых поставщиков, например, находим их в Арабских Эмиратах. Большинство проблем — по ходовой части, все знают, что дороги у нас не самого хорошего качества, из-за этого много ремонта. Но сейчас свои автомобили берегут, если случилась поломка, то автомобилисты стараются в кратчайшие сроки все починить, потому что проблема одной детали может привести к неисправности другой, из-за чего рискует вырасти общая стоимость ремонта.
Параллельный ввоз
С тем, что теперь к автомобилям с пробегом отношение особое, согласен эксперт тюнинг-центра «Форсаж» в г. Югорске Сергей Елизаров. Работы у них стало больше, чем до кризиса. «Если есть возможность привести машину в порядок, то люди на это охотно идут, — говорит он. — Основные траты в таком случае приходятся на кузовные работы и двигатель. Не было случая, чтобы мы не нашли нужных запчастей, если их нет в России, то заказываем и за границей, например, в Китае. В среднем доставка занимает дней десять, но бывает, что и месяц. Однажды у нас один бампер шел три месяца из Китая. Да, сейчас ценник высокий, но мы ищем различные пути, например, собрали фару для одного клиента: в одном месте купили корпус, в другом — стекло. В итоге сумма оказалась для заказчика приемлемой, тогда как стоимость оригинальной фары в сборке была высокой».
При этом, советует автоэксперт, запчасти не следует искать на маркетплейсах. «Сообщение «Заберите бампер на Wildberries» — это уже данность, но риск купить подделку там выше, чем на специализированных сайтах или в автосервисе, — говорит мастер-приемщик СТО Евгений Проклов. — Пусть там предложения и структурированы в каталоге по названию номенклатуры и совместимости с марками транспортного средства».
Весной 2022 года для ряда автомобильных марок был разрешен так называемый параллельный импорт, но пока эту программу не удается реализовать, как положено. Закупка и ввоз в страну автомобилей и запчастей без разрешения правообладателя чреваты последствиями. Удлиняется цепочка доставки, отсутствует сервисное обслуживание — производитель точно не станет ремонтировать то, что он не разрешал продавать. Станет больше контрафактной, а значит, некачественной продукции. Вряд ли это коснется самих автомобилей, но с запчастями такое вполне возможно.
Порой «оттюнингованное» старое авто может выглядеть шикарнее нового.
«Сейчас в ситуации с иностранными автомобилями очень не повезло государственным и силовым структурам, которые приобретали инормарки по контрактам, — говорит эксперт по автотранспорту Александр Зыков. — В качестве служебных машин для нужд чиновников покупались «китайцы». В ГИБДД активно использовались чешские Skoda Octavia, на базе Ford Transit работают автомобили дорожного патруля, скорая помощь также использовала Ford. Если бы в 2018 году в России не появились национальные проекты, то все было бы гораздо страшнее. Сейчас эти службы пересели на ГАЗель Next, LADA Niva Travel, «УАЗ-Патриот». Скоро на иномарках будет ездить лишь начальство, но когда начнутся проблемы с расходниками и запчастями, то, может быть, вспомнят про отечественные «Волги».
Ближнее и дальнее зарубежье
Сейчас со вторичного рынка в Россию активно поехали японские автомобили. Любят их за надежность и качество, правда, все они праворульные. Зато, как говорят автомобилисты, законодатель гарантированно не запретит правый руль. Разговоры об этом иногда возникают в коридорах Госдумы.
Спросом стали пользоваться услуги тех, кто может пригнать автомобиль из соседнего, некогда союзного, государства. «Гнать машину из Казахстана было выгодно еще летом — можно было неплохо заработать на разнице цен. Но сейчас из-за спроса автомобили в этой стране стали дорожать, и маржа уже не та, — рассказывает Андрей Иванов, который занимается покупкой и перегоном машин из-за границы частным образом, и переживает, что так «проседает» рынок новых авто: — Действительно, новые иномарки сейчас могут купить только обеспеченные люди, и выбор у них кратно сократился. Но со временем это скажется на состоянии вторичного рынка, где просто не окажется подержанных машин, доступных покупателям с низкими доходами».
Автор: Наталья Корнеева
Фото: тюнинг-центра «Форсаж»