Педагогика — одна из самых ответственных профессий. Ведь учитель не просто дает знания, он формирует в маленьком человеке личность. Рабочий день педагога заканчивается порою за полночь. Как совмещать нагрузку на работе и заботу о семье, рассказала учитель начальных классов школы № 5 Ксения Дино.
— Ксения Андреевна, расскажите о себе и о том, почему вы выбрали эту профессию.
— Родом я из Карпинска Свердловской области. В поисках работы с достойной заработной платой муж отправился на север, и вот с 2018 года мы живем в Югорске. По первому образованию я менеджер, но по этой профессии не работала ни дня. Была диспетчером пожарной охраны, секретарем руководителя ЛПУ. По настоянию родственников, друзей прошла переподготовку на учителя начальных классов. И вот уже третий год я работаю педагогом. Сначала взяла третьеклассников, которые остались без классного руководителя, вела их два года. Сейчас набрала первоклашек.
— Ничего себе! Сложно было прийти в уже сформировавшийся класс?
— Да, это было непросто, особенно мне как начинающему учителю. Я помню до сих пор, как они пытливо разглядывали меня 1 сентября. Решила, что у меня есть 40 минут, когда я либо смогу завоевать их внимание и доверие, либо между нами будет стена. В итоге сегодня я довольна результатом своей работы. Удалось сплотить класс, поднять успеваемость, все дети успешно сдали Всероссийские проверочные работы. Сейчас они учатся в 5 классе, забегают ко мне в гости. Это приятно.
— Первый класс — это вчерашние детсадовцы. Чему в первую очередь вы их учите?
— Первый класс, особенно в самом начале — это хаос. Первое, что я должна сделать как педагог — научить их видеть учителя и слышать других детей, спокойно сидеть на уроке. Еще важно сплотить их, чтобы они начали называть друг друга по именам, а не девочка/мальчик.
Да, в это же время мы изучаем алфавит, учимся считать и писать, но вот то, о чем я сказала выше, является основой.
— Нужно ли готовить ребенка к школе? Учить читать, например? Сколько дополнительных занятий может посещать первоклассник?
— Готовить, считаю, нужно. В первую очередь, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно на фоне других учеников. Ведь сейчас многие родители это делают. Но если ребенок не умеет, например, читать, ничего страшного в этом нет. Мы вместе с вами, родителями, его научим.
Еще хочу посоветовать мамам и папам разговаривать с детьми. У каждого школьника свой потенциал, определить который может только семья. Говорите с ребенком, спрашивайте, как прошел день, что узнал нового, что удивило или огорчило. Это самые простые вопросы, но в ритме нашей жизни мы забываем их задавать. И на время этого разговора уберите подальше телефон, чтобы вас никто не отвлекал.
— Удается находить общий язык с родителями? В наше время, смею предположить, это тоже непростая задача…
— Общение с родителями является одним из сложнейших аспектов нашей работы. Найти контакт, достичь доверия и взаимодействия — это очень важно. Сейчас родителям доступна любая информация, поэтому иногда они считают, что лучше учителя знают некоторые моменты. Но ребенок дома и в школе может вести себя по-разному. Поэтому с первого родительского собрания говорю, что обучение и воспитание детей — наша совместная задача. Только выстроив треугольник «учитель-ребенок-родитель» можно добиться желаемого результата.
— В своей работе обращаетесь за помощью к более опытным коллегам?
— Безусловно. Первые три года я буду считаться молодым специалистом. Поэтому с самого начала моей работы в школе мне назначили наставника, Ольгу Владимировну Садовникову. Каждый день она со мной на связи. И всеми своими профессиональными успехами я во многом обязана ей. Мне очень повезло с наставником, правда. Теперь нас связывают уже и дружеские отношения.
Также я очень благодарна директору школы № 5 Людмиле Балуевой. По сути, она сильно рисковала, принимая меня, неопытного педагога, на работу. Очень надеюсь, что не разочаровала ее.
— А вы помните свою первую учительницу?
— Конечно. Татьяна Николаевна Шангина — помню до сих пор ее уроки, она очень много нам дала. Второй классный руководитель Надежда Евгеньевна Владимирова, которая вела нас с 5 по 11 классы, — потрясающий педагог. Заложила во мне основы воспитательной и организационной деятельности. Вообще школа в Карпинске, которую я окончила, очень многому научила меня.
Моя мама тоже была учителем начальных классов. Работа отнимала у нее очень много времени. Я хорошо помню, как в темноте светила ее настольная лампа. Тогда, в детстве, решила, что никогда не свяжу свою жизнь с преподавательской деятельностью. Но от судьбы, видимо, не уйдешь, и теперь моя лампа точно так же светит в темноте.
— Мама гордится вами?
— Думаю, да.
— У вас остается время на собственную семью, отдых, какие-то увлечения?
— Я очень стараюсь, чтобы не обделить вниманием семью. И если с четвертым классом мне удавалось довольно успешно балансировать между учениками и собственными детьми, то сейчас это очень тяжело. У меня — первый класс, подготовка к урокам, общение с родителями отнимают гораздо больше времени.
Сын Евгений учится в 4 классе, дочери Софии 4 года, она ходит в детский сад. Мы с мужем стараемся так воспитывать детей, чтобы они были самостоятельными. У нас нет здесь ни бабушек, ни нянь. Например, Женя сам ходит на плавание, вокал, программирование, много где участвует. Он может не просто разогреть еду, но даже и что-то приготовить. Недавно, например, пожарил котлеты.
— При таком графике работы есть время на себя лично?
— Три раза в неделю хожу в тренажерный зал. Не спрашивайте, как умудряюсь выкраивать на это время, потому что не знаю. Но когда я в зале — меня нет ни для кого. Полностью отдаюсь занятиям. Мне это очень помогает привести в порядок мысли и набраться сил для дальнейшей работы.
— Часто приходится слышать, что педагоги сейчас завалены бумажной работой, составлением отчетов, проведением опросов. Это так?
— Отчетности хватает, не скрою. Но скажем так, именно бумажной работы не так много, сейчас все в электронном виде. Кстати, это и неплохо. Заполнить электронную форму отчета мне можно даже с телефона. Быстро и просто.
— Как вы считаете, почему сейчас в сфере образования сложился кадровый голод?
— На севере с этим дела обстоят все-таки лучше. Сказывается в том числе уровень зарплаты, которая за счет северного коэффициента выше. В соседних регионах ситуация действительно сложная.
— Что самое классное в профессии учителя, кроме того, что отпуск всегда летом?
— Всегда видишь результат своей работы. Это удивительно. Сейчас я смотрю на свой первый выпуск, потом поворачиваю голову на первоклассников, из которых я должна вырастить почти взрослых человечков и думаю, ничего себе, какая у меня миссия! Мне действительно нравится то, что я делаю. Когда объясняю новую тему и вижу, что дети ее поняли, мысленно ставлю себе галочку. Получается, каждый день я достигаю какой-то цели. Скажите, где, в какой еще профессии это есть?
— Вы бы хотели, чтобы ваша дочь училась в вашем классе?
— Ни в коем случае. У нас много прекрасных учителей, я с удовольствием доверю это им. Причина проста: ребенок в глубине души все равно будет воспринимать меня как маму. И кто его знает, как та же плохая отметка скажется на наших отношениях.
— Что бы вы посоветовали тем, кто планирует связать свою жизнь с педагогикой?
— Это очень сложная профессия, для волевых людей. Не каждый сможет выдержать темп и ответственность, наладить контакт и с детьми, и с родителями. Нужно понимать, что наша работа не заканчивается на пороге школы. Смотрите, мои чаты работают до 9 вечера — я сама установила такой график. Плюс много времени требуется на подготовку к урокам, проверку тетрадей. Если ты учитель — ты учитель всегда.
— Благодарю, что смогли найти время для разговора. Желаю вам успехов в любимой профессии!