Жизнь в объективе фотокамеры
Любимому делу в семье Никоноровых – Мокроносовых остаются верны вот уже более полувека. Летописцы жизни, хранители памяти, волшебники – это о них, фотографах и дизайнерах из фотосалона «Спектр». Семейные фотоальбомы, пожалуй, каждого югорчанина хранят в себе снимки, сделанные ими. Чтобы запечатленные на этих кадрах события, моменты счастья приятно волновали душу их владельцам воспоминаниями, все члены этой команды – династии Никоноровых – Мокроносовых – вложили немало таланта и труда.
Содержание
Из увлечения в профессию
В советское время фотоискусство было сродни волшебству. Красным светом в темном помещении горящая лампочка, ванночки с разведенными в них реактивами, подвешенные на прищепки для просушки снимки – процесс проявки и печати фотографий завораживал и увлекал многих. Вот и Любовь Сергеевна всегда мечтала прикоснуться к этому таинству, потому, окончив в 1971 году в карпинской школе 10 классов, пошла на работу в местный Дом быта – приняли учеником фотографа. «Мой учитель Виктор Иванович тогда сказал, мол, у девчонки ничего не получится. Меня это задело, я подумала: «Вызов принят». За освоение нового для себя дела я взялась бойко, да и времени на раскачку не оказалось. Мастеру поручили делать снимки на партбилеты, тогда началась их массовая замена, а вся остальная работа в фотоателье легла на мои плечи», – рассказывает Любовь Никонорова.
С супругом Виктором Федосеевичем нашу героиню вместе свело общее увлечение фотографией. Он работал экспертом-криминалистом в милиции, но в свободное время фотографировал. Любови Сергеевне больше нравилось снимать людей, он тяготел к пейзажной и городской фотографии, и в какой-то момент последняя для него вышла за рамки простого хобби. От краснотурьинского фотохудожника, у которого Виктор перенимал опыт цветной печати, он узнал, что в молодом поселке Комсомольском требуется фотограф. Так, в 1978-м свою трудовую деятельность продолжил в новой профессии и на новом месте, а через год к мужу присоединилась Любовь Сергеевна.
Техника и фотографический процесс
В Комсомольском работы было много: на весь поселок с растущим год от года населением приходилось одно фотоателье – по символической случайности располагалось оно в Доме быта рядом со зданием милиции. Фотографироваться к Никоноровым приходили семьями, их приглашали на регистрацию браков в ЗАГС, частыми гостями они были в детских садах и школах, оставить память о которых у выпускников призвана была изготовленная ими «виньетка». «Это такой альбомный лист с портретами учителей и учеников. Процесс изготовления их – многоступенчатый и весьма трудоемкий, особенно во времена пленочной фотографии, – поясняет Любовь Никонорова. – Сначала делали фото группы или класса и каждого ребенка в отдельности, потом портреты вырезали по шаблону и наклеивали на лист, прикрепленный к специальной доске. Моя сестра Тамара Сергеевна – своей семьей она позже переехала сюда из Казахстана и стала помогать нам с мужем – брала перо и красивым почерком подписывала фотографии. Потом сверху на заготовку накладывалось стекло, все это переснималось и печаталось в нужном количестве экземпляров».
Завершался период выпускных – начиналось время свадеб. Чтобы отдавать заказы в срок, Никоноровы работали круглосуточно в две смены – надо ли говорить, что всегда рядом с ними были дети – Сережа и Оля. И если по мере освоения технологии проявки и печати магия фотографии для них понемногу развеивалась, то для их друзей и одноклассников оставалась таковой.
«Мне кажется, они нам по-доброму завидовали, после уроков ходили вместе с нами на работу к родителям – мы-то там с Сергеем разве что не ночевали, – вспоминает Ольга. – Как-то весь год с одноклассниками на фотобумаге рисовали – из любопытства сняв упаковку, я засветила целый ее рулон. Мама объяснила, почему этого делать нельзя, но сначала отругала: отношение к материалам и технике у них с папой всегда было щепетильное, потому что доставалось это все с трудом».
«За аппаратурой ездили обычно в Москву, стоила она дорого, поэтому брали и в комиссионных магазинах, и просто у кого-то с рук. Оглядываясь назад, понимаю, какому риску подвергали себя. В 90-е вообще страшно было куда-то ездить, а мы к людям в квартиры заходили, там ведь знали, что издалека приехали за техникой, с деньгами, – говорит Любовь Сергеевна. – Одно оборудование приходило в неисправность, морально устаревало – мы покупали другое. Сколько всего за полвека приобрели, уж и не сосчитать!» Время не стоит на месте, и в процесс аналоговой фотопечати, осуществляемой вручную, стали внедряться элементы автоматизации. С начала 2000-х годов его и вовсе постепенно принялась вытеснять «цифра» – менялись оборудование, расходники, подходы.
С распадом СССР расформирована была система государственных учреждений бытового обслуживания населения, и с 1995 года Никоноровы работают сами на себя. В 2003 году семья взяла большой кредит и купила фотолабораторию со сканером, который оцифровывал пленку. Скорость проявки и печати снимков выросла в разы: то, что ранее делалось в течение часа, стало выполняться за 10 минут! К тому моменту уже несколько лет в фотосалоне вместе с родителями работал старший сын Сергей. А в Екатеринбурге в это время своим путем в направлении фотографии и дизайна шли младшая дочь Ольга и ее будущий супруг Николай.
Семья Николая и Любовьб Сергеевна
Коля + Оля, Яна + Сергей
Волшебство фотографии всегда очаровывало Николая Мокроносова: стоило только увидеть у кого-нибудь в руках фотоаппарат, как ему тут же хотелось сделать пару кадров. Но обучать тонкостям ремесла его было некому, пока в студенческие годы он не встретил Ольгу. Знакомство с ней и ее родителями перевернуло его жизнь, и как знать, как сложилась бы она, если бы, не ответив на стремление парня, Любовь Сергеевна не доверила бы ему фотокамеру. «Набивать руку отправился в «свою» школу – родом я из небольшого поселка, расположенного неподалеку от Режа. Приезд фотографа вызвал ажиотаж – я отснял все классы, а для проявки и печати материала вернулся в Югорск, «виньетку» собирал уже по-новому, в «Фотошопе», тогда с Олей мы активно осваивали эту программу, – рассказывает Николай. – Набравшись смелости, через год летом я так объездил несколько деревень и замахнулся на райцентр, потом стал фотографировать в детских садах и школах Екатеринбурга, совмещая с основной работой».
Немного Николаю понадобилось времени, чтобы понять, что фотография – это его: должность экономиста в одной из торговых компаний столицы Урала он оставил и все свое время посвятил ей. Ольга подрабатывала дизайнером в фотостудии, заканчивая учебу в экономическом университете. В 2005 году Мокроносовы сыграли свадьбу и переехали в Югорск – здесь их уже ждали. В «Спектре» тогда переходили на «цифру», нужна была помощь молодых, которые на «ты» с компьютером. С тех пор за техническое оснащение фотосалона главным стал Николай, сменив на этом посту Виктора Федосеевича.
В 2007-м ряды творческой команды, а позже семьи пополнила Яна. Основы графического дизайна пришедшая по объявлению восемнадцатилетняя девушка схватывала не лету, потом так же быстро далась ей фотография, и сегодня Яна – многопрофильный специалист. Благодаря «Спектру» не только сложился ее профессиональный путь, но и устроилась личная жизнь: с Сергеем они создали семью. «Возможно, кому-то это покажется неправильным: мы не прекращаем думать о работе, выйдя за ее порог. Работа для нас – второй дом, трудовой коллектив – наша семья, и это не громкие слова, а данность. Так что наши дети – у нас с Сергеем их двое и у Николая с Ольгой тоже – частенько задаются вопросом: почему их родители так много работают», – говорит Яна Никонорова.
Никоноров Виктор Федосеевич
Фото на долгую память
Вряд ли кто-то поспорит с тем, что фотограф – профессия творческая. Как бы это парадоксально ни звучало, в наш век компьютеризации и цифровизации, когда каждый, имеющий в телефоне камеру, сам себе фотограф, возможностей для проявления творчества прибавилось, считают Никоноровы – Мокроносовы. «Когда каждые пятницу и субботу ты идешь в ЗАГС и снимаешь десять свадеб, через неделю отдаешь фотографии и снимаешь новые десять, о каком творчестве может идти речь. С повышением доступности техники людей, занимающихся фотографией, стало больше, соответственно, у меня освободилось время, чтобы те же пары молодоженов узнать получше, пофотографировать их в разных локациях, поискать новые ракурсы. Так что развитие конкуренции – это хорошо. Когда ее нет, ты перестаешь расти сам, – отмечает Николай Мокроносов. – В эпоху, когда, разобравшись в технических характеристиках фотоаппарата, начать снимать может каждый, отчетливо виден и ценен профессионализм».
Причем с выключением камеры на фотосъемке работа над снимками не заканчивается, много операций проводится, что называется, за кадром. «Отбраковка, цветокоррекция, ретушь – тут тоже поле для творчества огромное: дайте двум дизайнерам одно фото и на выходе вы получите разные снимки», – говорит Ольга, акцентируя, что обработка фото не менее важна.
«Сейчас, как это было раньше, печатать фотографии не принято: гигабайтами информации они хранятся в памяти компьютеров, телефонов или в облачных сервисах, — продолжает она. — Но техника имеет обыкновение ломаться, аккаунты – утрачиваться, и более всего шансов дожить до наших внуков как раз у фотографии напечатанной». Из снимков можно скомпоновать целую книгу, дополнив ее текстом, даже видео – при сканировании с помощью телефонного приложения QR-кода фото «оживает». Команда «Спектра» все время осваивает новое и спустя 50 лет по-прежнему держит марку. «Не так давно от одной своей знакомой воспитательницы я узнала, что нас очень ждут в детском саду: за два года пандемии родители соскучились по красивым, ярким фотографиям своих малышей. Знаете, как приятно это слышать! – делится Любовь Сергеевна. – Для людей мы и работаем, чтобы они радовались, глядя на фото и предаваясь воспоминаниям, а другого такого способа сохранить их на долгие-долгие годы я не знаю».
Автор: Татьяна Бебых