Весна в Югре пахнет морошкой – так решили местные дизайнеры, которые предпочли заморскому персиковому эксклюзивный морошковый оттенок. Капсулы «локальных брендов» будут отвечать всем модным запросам критиков. Только не тем, что работают в институте цвета Pantone в Мичигане, а нашим, северным ценителям стиля.
Ксения Илауски, художественный руководитель Центра народных художественных промыслов и ремёсел: «Мы не ориентируемся на то, что не растёт у нас. Нет у нас ананасов, но есть у нас свои ягоды. И при работе с локальными кодами мы учитываем именно то, что характерно именно для нас. Так совпало: мы нашли и предложили миру, и сказали: «На Севере своё название этого оттенка».
Сейчас чудо-ягоду трудно найти, потому что ищем в супермаркетах. А наши предки собирали морошку самостоятельно. Узнавали её из десятка похожих ягод. Знали, где растет морошка, что из нее можно сварить и даже настоять, ну допустим домашнее вино. Ответы хранятся в культурном коде, который так упорно пытаются написать генетики современной моды.
Загадка: «Что общего у тканого половика и модной дизайнерской сумки?». Всё просто: и то, и то можно сделать вручную. Сотни лет югорские бабушки ткали такие половички и украшали ими дом. К сожалению, не у всех сохранились такие реликвии. Однако, югорские дизайнеры переняли эту идею и теперь вплетают льняные нити в культурный код современной Югры.
Домашние половики, капли нефти, форма оленьих рогов, заячьи уши – всё это «магниты вдохновения» для древних югорских мастеров. Прежде чем приступить к созданию «локального лука» профессиональные дизайнеры узнают историю каждого элемента.
Ольга Бубновене, заслуженный деятель культуры Югры: «Современный предмет будет тогда жить, когда в нем все гармонично выстроено: и формообразование, и декор, и семантика декора, которая присутствует в предмете. Нужно изучать глубоко современное искусство, не XX век, а ещё далее».
Создать вещь-однодневку – дело нескольких часов. А чтобы творение вызывало восторг не только у мамы дизайнера, нужно заниматься научной работой. В экспедиции Александра Веселова открыла для себя урало-сибирскую роспись. Такой подход давным-давно применяли на Тобольском Севере: расписывали храмы и избы. Этот стиль дизайнер выбрала для своей линейки одежды.
Александра Веселова, дизайнер: «Это растительный орнамент. В ней присутствуют элементы животных, птиц, даже людей. Она очень колоритная, самобытная. Я решила её преобразовать уже на современный лад. В данном случае я вышла на дизайн одежды – кардиган, на котором изображен тот самый урало-сибирский лев, обозначающий силу и могущество».
Керамисты Центра народных художественных промыслов и ремёсел регулярно выезжают в места поселения древних угров. По найденным черепкам они достоверно восстанавливают нарядные узоры, а уже потом переносят их на свои работы. Артур Юнусов создал собственную линейку керамики, подспорьем в деле ему стал грант губернатора.
Артур Юнусов, куратор проекта «Северный узор. Эволюция»: «Основная идея этого бренда в том, чтобы перенести узор с вышивки и перенести его без искажений, чтобы это было просто для понимания молодёжи. Потому что все мы привыкли пользоваться вазочками, кружками, тарелками, и какие-то небольшие элементы были перенесены, чтобы были постоянно в обиходе у нас, чтобы считывались глазами».
Работы Артура высоко оценили бы в институте Pantone. Каждый этот керамический сосуд выполнен в цвете сезона. Только это не цвет персика, это цвет морошки!