Марина Матвеева — воспитатель детского сада «Радуга». Во второй корпус дошкольного учреждения она устроилась сразу после его открытия в 2014 году. Сейчас педагог работает с ребятами группы компенсирующей направленности, новый учебный год для нее и ее воспитанников — выпускной. «Мои дети» — именно так называет дошколят наша героиня во время беседы и считает, что профессия педагога не предполагает другого отношения к малышам, которых ей доверяют. Примечательно, что в семье Марины Анатольевны за шесть десятилетий сложилась целая семейная династия педагогов.
— Расскажите, как пришли в профессию?
— Я родилась и выросла в п. Комсомольском. Когда училась в школе, мы ездили на профильные занятия в Советский. Уже тогда мне, так скажем, приглянулась профессия воспитателя, и я решила получить «корочки» работника ясли-сада. К тому же, в нашей семье уже были педагоги со стажем, практику я проходила у своей тети в детсаду «Колокольчик».
Но дальше жизнь направила меня по другому пути. Я отучилась в художественном техникуме, потом уехала из Югорска в большой город. Начала свою педагогическую деятельность в г. Новокузнецке Кемеровской области, где с 1999 по 2001 годы работала учителем изобразительного искусства. Следующие 12 лет занималась творческим делом — решила уйти во флористику.
Потом решила вернуться на «путь истинный» (смеется – прим.ред.). Все-таки педагогическое окружение дало о себе знать. Вот так художник по образованию, воспитатель по зову сердца — я решила начать работать с детьми и устроилась в «Радугу». Тогда только открылся новый корпус на ул. Валентины Лопатиной, требовались специалисты. С 2014 года и по сей день тружусь здесь.
— Как получилось, что в вашей семье целая династия педагогов?
— Первым педагогом в нашей семье стала моя бабушка — Антонида Васильевна Ермакова. Она была няней, а затем воспитателем детского сада «Колокольчик» поселка Комсомольского. Продолжила династию моя тетя Нина Григорьевна Кузуб, которая пришла работать в это же дошкольное учреждение, а затем до 2002 года трудилась в «Белоснежке». Еще одна тетя тоже работала с малышами, но уже в Свердловской области.
Самый длинный трудовой путь прошла моя сестра Елена Николаевна Плешкова — в детский сад судьба привела ее в 1990 году, работает до сих пор.
В какой-то степени все эти примеры повлияли и на мой выбор. Но на этом цепочка не оборвалась. Моя дочь Златислава выбрала специальность «работник дошкольного образования» и закончила Югорский политехнический колледж. В 2017 году она устроилась в «Радугу» ассистентом по работе с детьми с особенностями развития. Сейчас находится в декретном отпуске по уходу за дочкой.
— Расскажите о своих маленьких воспитанниках, каких принципов придерживаетесь в работе?
Еще со времен молодости постоянно вспоминаю один наш разговор с тетей Ниной Григорьевной. Когда я была у нее на практике, в группе был мальчик, который не вызывал у меня чувства умиления или желания с ним пообщаться. Мне тогда было 16, и я еще не имела опыта работы с малышами. Тетя же обнимала и целовала его наравне со всеми. Я спросила у нее: «Вот все дети чистенькие, красиво одетые, а этот ребенок какой-то неопрятный, почему вы его тоже целуете?». На что она мне ответила: «Для меня здесь нет чужих детей». Работая с малышами, я часто вспоминаю эту фразу и считаю такой принцип работы правильным.
— То есть детский сад для вас, как принято говорить, — «второй дом»?
— Так и есть. Собираемся, бывает, с прогулки заходить в группу, и я говорю: «Все, идем домой».
— Тяжело отпускать детей, ставших «своими», после окончания детского сада?
— Конечно! Группу прошлого выпуска я набрала, когда им было по 2 года. С каждым нянчились, учили одеваться, самостоятельно кушать. А потом смотришь, какими они стали… Очень тяжело, на самом деле. На каждый выпускной, знаете, как идешь? Выпил успокоительного — и вперед (улыбается, но голос дрожит – прим.ред.). Потом, конечно, очень радуешься за них, приятно их встречать. Вот недавно приходил выпускник, помнит, что, когда был маленьким, ходил ко мне. Пока ребята учатся в начальной школе, хорошо сад помнят, потом уже понемногу забывают.
— У вас, наверно, много историй, связанных с воспитанниками?
— Да, много всего происходит за годы посещения сада. Больше всего смешных случаев. Часто рассказывают какие-то истории. Интерпретации различных ситуаций бывают очень интересными и даже невероятными, дети те еще рассказчики. Надо все это записывать, у каждого воспитателя наверняка набралась бы целая книга — от вариантов неправильно выговоренных слов до очень веселых рассказов.
— Наверно, доверяют вам, раз все рассказывают?
— Правильно говорите. Дети все чувствуют. Как бы ты им не улыбался, они всегда поймут, если в этом есть фальшь. Вообще, я считаю, педагогом, в том числе воспитателем, можно стать, только если любишь детей. В противном случае, не вижу смысла идти в профессию.
— Удается найти подход к каждому ребенку?
— Конечно, я пытаюсь наладить контакт с каждым. Не всегда получается быстро это сделать, есть и «ежата». Но я знаю, что не все могут сразу кому-то довериться. Поэтому не тороплюсь, со временем дети раскрываются, начинают доверять. Есть замкнутые ребята. Когда они начинают общаться с другими детьми, баловаться, значит, чувствуют себя комфортно — это и есть наша цель, чтобы ребенок адаптировался. Вообще, если в детском коллективе сложилась благоприятная обстановка, есть взаимопонимание между детьми, воспитателями и родителями — тогда все получается. Родители являются примером для детей, закладывают основы воспитания, мы помогаем в этом. Такая у нас, педагогов, миссия.
Автор: Татьяна Шакирова