Если в город съехались театры, значит, наступила весна!
В Югорске отгремел фестиваль любительских театральных коллективов.
Несмотря на дождь, усиливающийся ветер и пожелтевшие листья за окном календарную осень всерьез потеснила весна… театральная. На протяжении пяти дней с подмостков не сходили артисты и своим действом, сотканным из слов, танца, музыки и света, волновали души зрителей и заставляли задуматься о многом. Фестиваль вновь объединил людей, бесконечно любящих театр и преданных ему, подтвердив свой статус самого яркого, долгожданного и значимого события в сфере культуры Югры.
Содержание
Добро пожаловать в мир красоты и таланта!
Праздничная атмосфера и приподнятое настроение овладевали всеми, кто оказался вечером 6 октября в центре культуры «Югра-презент». Прошедшая там торжественная церемония открытия задала тон фестивалю, расположив артистов к вдохновенной игре и встрече со зрителями, а тех в свою очередь — к вдумчивому просмотру театральных постановок и новым впечатлениям. Громкими аплодисментами сидящие в зале приветствовали участников — творческие коллективы, в их адрес со сцены звучали слова поздравлений, благодарности и поддержки. «Желаю актерам и режиссерам театров успешной, плодотворной работы! Спасибо вам за сохранение русской культуры, традиций театра, русской души», — обратился к участникам фестиваля глава города Алексей Харлов. «Вчерашнее празднование Дня учителя навеяло мысль, что театр — это тоже своего рода школа. Преподнося зрителям уроки в виде спектаклей, он учит их добру, красоте и таланту. Задача современного русского театра — не утрачивать эту важную педагогическую миссию и, что бы ни случалось, нести в мир добро, красоту и талант», — сказала председатель Думы Югорска Евгения Комисаренко.
Любое представление на сцене начинается после третьего звонка — таковы магия и этикет театра. Чтобы стартовал наш фестиваль, Алексей Харлов, Евгения Комисаренко и заместитель генерального директора общества «Газпром трансгаз Югорск» Сергей Андрианов дали первый звонок. Во второй раз колокольчики зазвенели в руках у членов жюри, прибывших накануне. В третий — звоном колокольчиков центр культуры огласили все причастные к «Театральной весне». Под нарастающие овации ведущий значительно произнес: «Фестиваль объявляется…» «Открытым!» — трижды проскандировал зал.
О самом важном — детям
Конкурсная программа фестиваля включала в себя спектакли, интересные аудитории разных возрастов. Пять постановок, преимущественно в жанре сказки, предназначались для просмотра юными зрителями. К слову, играли в них в основном тоже дети. Инсценировку пьесы Д.Н. Мамина-Сибиряка «Последняя муха» воспитанникам детских садов представили немногим старшие их ребята из театра югорской школы № 6 «FOX». Своенравная главная героиня спектакля беззаботно проводит время в окружении своих крылатых подруг и считает, что все блага и радости этого мира принадлежат им, мухам. Каково же ее удивление и разочарование, когда все сородичи погибают с наступлением холодов или от рук людей, которые «только тем и занимаются, что всю жизнь обманывают доверчивых бедных мух», и из жалости кухарки она остается в доме одна. «Сказка учит не заниматься самолюбованием, не считать себя лучше других — так можно потерять друзей. Дружить тоже надо уметь», — отметила исполнительница роли последней мухи, восьмилетняя Станислава Мартышкина.
Еще один детский творческий коллектив, представляющий на фестивале Югорск, — «Чародеи» — для постановки выбрал «Сказку о царе Салтане» А.С. Пушкина. Спектакль запомнился зрителям яркими декорациями и костюмами, игрой юных актеров, выразительно передавших мысли и эмоции героев, и, конечно, куклами — словно ожив в руках ребят, они стали полноправными участниками красочного действа. Свое прочтение известной пушкинской сказки о противостоянии добра и зла, любви, дружбе и предательстве представили на сцене артисты театра игры «Квинорд» из Советского. Монологи и диалоги героев в этой постановке перемежались с песнями, прекрасно исполненными хором. Неординарности работе добавили декорации: при умелом обращении канаты и деревянные рамы по ходу действия трансформировались то в башни дворца Салтана, то в мачты странствующих кораблей, то в волны морские. Необычная сценография — дело рук выпускницы творческого коллектива, а сейчас студентки питерского театрального вуза Галины Слесаренко. Музыку к спектаклю написала педагог по вокалу Наталья Мезеушева. «Это мой первый композиторский опыт. Задача, поставленная передо мной режиссером Марией Брюзгиновой, — сочинить музыку, да еще на текст Пушкина — показалась мне сверхсложной. Не раз замечала потом, как, уходя с репетиций, ребята напевали мелодию, значит, музыка, что называется, «легла» на слова, значит все получилось».
«Шинель» — языком танца
Среди спектаклей для юношества особенно выделилась постановка «Шинель» — ее показал учебный театр «2 кота», созданный на базе кафедры режиссуры Сургутского государственного университета. Это пластическая версия знаменитой повести Н.В. Гоголя: ее сюжет и чувства героев актеры передали без единого слова, языком тела. Звучащая во время спектакля музыка пробирала до мурашек, движения артистов, то ускоряющиеся, то замедляющиеся, завораживали, перипетии в жизни главного героя волновали, так что зрители невольно задавались вопросом — а что будет дальше? — хотя и знали на него ответ. События, описанные в повести, в хронологической последовательности происходили и на сцене, однако благодаря режиссерской задумке смысл произведения был раскрыт по-иному. «Шинель в нашем спектакле предстает в образе девушки. И в конце постановки «маленький человек» Акакий Акакиевич Башмачкин умирает от утраты не столь предмета одежды, пусть очень необходимого зимой, сколь любви», — пояснил исполнитель главной роли, студент третьего курса СурГУ Иван Самойлов.
Примечательно, что все танцы, составляющие канву театрального представления, поставили сами студенты. Над созданием пластического спектакля они вместе с режиссером Александром Шевкуновым работали впервые. Чего не скажешь об участниках студии современной хореографии «Траектория» из Советского. Юные артисты не первый год выступают на фестивале с работами этого жанра. Ныне для просмотра юношеской аудиторией они предложили спектакль под названием «Жизнь (Пробы)». «Его сюжет — это жизнь человека: вот он родился, вот учится, определяется с выбором будущей профессии, работает, вот уже у него рождаются дети… И эта возможность заглянуть в жизнь чужую дает пищу для размышлений, а как бы мы построили, как строим свою», — рассказала режиссер студии Анна Аюпова.
Великая классика и современная драматургия
По меткому замечанию председателя жюри фестиваля Дмитрия Трубочкина, самое сложное сегодня для театральных коллективов, причем не только любительских, — ставить классику. Наряду с гоголевской «Шинелью», основой для конкурсных спектаклей послужили еще несколько произведений великих писателей и драматургов. На создание постановки режиссера театрального центра «Норд» вдохновили рассказы А.П. Чехова, коллектив театра игры «Квинорд» — творчество Н. Тэффи. «Дон Кихот» урайского народного театра «Синяя птица» поставлен по пьесе М. Булгакова. Выбор югорской «Версии» пал на произведение классика французской литературы Моль-
ера: спектакль «Лекарь поневоле» артисты показали сразу после церемонии открытия.
В основе сюжета комедии — шутка, которую обиженная жена решила сыграть со своим мужем за пьянство и побои. Но, к удивлению, Сганарель, недолго поколебавшись, начинает выдавать себя за того, за кого принимают его, по наущению Мартины, слуги одного богатого семейства, а именно — за чудо-лекаря. Пять лет службы у врача в прошлом не прошли для Сганареля даром: виртуозно сочетая медицинскую терминологию с латинскими изречениями, он заслуживает безоговорочное доверие у хозяина дома, нуждающегося в прославленном докторе, чтобы вылечить свою дочь от немоты, и вызывает смех в зрительном зале. Многие высказывания главного героя о медицине и ее служителях, написанные еще в XVII веке, потому смешны, что до сих пор актуальны. А на предложение Сганареля надеть всем домочадцам маски, ибо так было велено, зал разразился громкими овациями — это, конечно, придумка режиссера Елены Воробьевой, навеянная современными коронавирусными реалиями. Вообще спектакль получился веселым, жизнеутверждающим, в лучших традициях комедийного жанра. В этом, безусловно, большая заслуга актеров: свои роли они сыграли прекрасно. Впрочем, другого от «Версии» наш зритель и не ожидает: актерского стажа у составляющих костяк коллектива более двадцати лет.
Из провинции мольеровской эпохи сюжет еще одной постановки с возрастной категорией 16+ переносит зрителя в деревенскую действительность наших дней. В центре спектакля «Очень простая история», созданного народным самодеятельным коллективом «Авось!» из Урая по одноименной пьесе современного драматурга Марии Ладо, — также семейный конфликт. Авторитарный отец семейства, узнав о том, что его дочь Даша беременна, приходит в ярость и настаивает на аборте. Ее парень Леша не имеет финансового достатка, да еще к тому же сын непутевого соседа-алкоголика. Последнего в пьесе все так и зовут — соседом: скатившегося на самое дно человека никто не уважает и не воспринимает всерьез, разве что только четвероногие и парнокопытные обитатели подворья. Жанр спектакля обозначен как сказка-быль: из сказочного здесь — животные, которые разговаривают, рассуждают о важных вещах, проявляя, к слову, большую человечность, чем люди, а после смерти становятся ангелами и нисходят с небес. Планы же хозяина дома об аборте разбиваются сначала о сопротивление дочери, возможно, впервые в жизни проявившей твердость, а потом — о самоубийство соседа. Простая история ставит каждого героя перед непростым моральным выбором.
Идея поставить спектакль по пьесе М. Ладо у режиссера театра Нелли Шкуренко возникла давно, но воплотить ее в жизнь она решилась несколько месяцев назад: для исполнения ролей актерский состав подобрался идеальный. «Прочесть пьесу мне посоветовали сразу, как я пришел в театр. Из всего круга героев мне хотелось сыграть именно соседа. Роль сложная, драматическая, для меня совсем не характерная, но в том и заключается суть работы и мастерство актера, чтобы сыграть того, кем ты не являешься», — поделился Георгий Вахрушев. Молодой человек стал победителем в номинации «Лучшая мужская роль», а постановка коллектива удостоилась главного приза фестиваля — гран-при.
А не сразиться ли на шпагах?
Обязательная и не менее любимая участниками и гостями фестиваля часть программы — лекции и мас-
тер-классы. В этом году с подачи пряничных дел мастериц из школы вкуса «Пряности и сладости» юные артисты и зрители научились выпекать и расписывать имбирные лакомства. Вместе с руководителем творческой мастерской «Солнечные нити» Анной Зайцевой они изготовили тряпичных кукол — русскую Хороводницу и ворону, символизирующую у северных народов весну. На протяжении более 20 лет театральный фестиваль проводится на земле, некогда принадлежащей хантам и манси. Участникам своего мастер-класса специалист центра культуры «Югра-презент» и преподаватель Детской школы искусств Екатерина Могуш рассказала о национальных музыкальных инструментах обско-угорских народов и показала, как на них играть.
Для руководителей коллективов прошли лекции по режиссуре — провели их члены жюри, видные деятели в сфере театрального искусства. Особым интересом у артистов пользовался мастер-класс по постановке боя на шпагах. Приемам атаки и защиты с использованием этого колющего оружия их обучал заведующий кафедрой режиссуры СурГУ Александр Шевкунов. «Актеры любительских театров иногда жалуются на нехватку знаний и практических навыков в определенных областях. Я здесь для того, чтобы восполнить некий имеющийся у них пробел в сцендвижении — основы обращения со шпагой в театральных вузах проходят в рамках этой дисциплины, — отметил Александр Николаевич. — Наша кафедра выпускает режиссеров любительских театральных коллективов. А чем последние отличаются от театров профессиональных? Тем, что там нет узких специалистов — осветителей, костюмеров, гримеров, бутафоров. Режиссер любительского театра заменяет собой всех и должен уметь делать все — владеть шпагой, шить костюмы, изготавливать декорации, подбирать для спектакля музыку, управлять светом — этакий мастер на все руки».
В двадцать первом по счету фестивале участие приняли 18 любительских театральных коллективов из Югорска, Советского, Урая и сельского поселения Салыма. За четыре конкурсных дня они представили 19 спектаклей в самых разных жанрах, начиная со сказки и заканчивая черной комедией.
В рамках конкурса прошли 3 лекции, 7 мастер-классов и две встречи с жюри.
До новой встречи, весна!
Обладателя гран-при назвали, а также озвучили свое решение относительно победителей в различных номинациях члены профессионального жюри на торжественной церемонии закрытия фестиваля. Лучшим спектаклем для детей, по их мнению, стала «Сказка о царе Салтане» в интерпретации театра игры «Квинорд», лучшей постановкой для юношества — «Шинель» студенческого творческого коллектива «2 кота». Высшей наградой среди спектаклей для взрослой аудитории отмечен сургутский театр «Текст» за трагедию «Косметика врага». Другой спектакль этого же коллектива — «Служанки» — признан лучшей режиссерской работой, высоко оценена и игра исполнительниц главных ролей Оксаны Сафаровой и Юлии Черновой.
Свою оценку спектаклям по заведенному на фестивале обычаю дали члены альтернативного жюри — активисты из числа детей и молодежи города. Более всего интересной для детской аудитории им показалась «Сказка с воздушного шара», поставленная театральным центром «Норд» по мотивам произведения С.Я. Маршака «Кошкин дом». Среди спектаклей для юношества в лидерах, по их мнению, — постановка урайского центра эстетического развития «Свободный театр» под названием «Гимназистки». Из театральных коллективов, представивших работы для взрослого зрителя, особую любовь у народного жюри заслужила югорская «Версия» со своим «Лекарем поневоле».
Награды получены, общее фото сделано, занавес закрылся, аплодисменты смолкли. В Югорске восстановлена привычная связь времен: вслед за отъездом из города театральных коллективов осень заявила о своих правах. Но есть и хорошая новость: следующий фестиваль, который вновь соберет в нашем городе людей, любящих театр, состоится всего через полгода — весной.
Материалы разворота подготовила Татьяна Бебых
Мнения членов жюри:
Дмитрий Трубочкин, председатель жюри, доктор искусствоведения, секретарь Союза театральных деятелей РФ:
— Самое главное и удивительное событие фестиваля — весна пришла осенью. Таков театр, он способен совершать чудеса. Лично для меня этот фестиваль юбилейный: в качестве председателя жюри в Югорск я приезжаю десять лет. Сколько за эти годы было просмотрено спектаклей — не счесть. И все разные, несмотря на то, что некоторые были поставлены по одному и тому же произведению. Театр не должен оставлять зрителя равнодушным, и важнее всего то, что постановок, которые бы не трогали, не волновали душу, среди конкурсных работ нет.
Зинаида Моор, президент фестиваля, заслуженный деятель культуры ХМАО — Югры:
— Вся моя жизнь — в театре, вся моя любовь — в нем. За двадцать один год, что проводится «Театральная весна», выросла целая плеяда талантливейших режиссеров. Вы знаете, что такое любительскому театру поставить двухчасовой спектакль «Дон Кихот»? А коллектив «Синей птицы» из Урая это сделал! Наше любительское театральное движение продолжает развиваться: появляются новые творческие коллективы. В ходе зональных отборочных туров фестиваля мы просматриваем гораздо больше работ, чем играют потом на сцене в Югорске. Но таковы правила конкурса: в финал выходят лучшие.
Наталья Нестерова, начальник управления культуры администрации Югорска:
— Что значат 4-5 дней в году, на протяжении которых длится «Театральная весна»? Для меня это важнейший фрагмент жизни, наполненный общением, встречами с единомышленниками, старыми друзьями и, конечно, любовью к театру. В этом году мне особенно хочется отметить игру юных актеров. Посмотрите, с каким желанием они выходят на сцену, как играют — ярко, вдохновенно, с пониманием смысла постановки и своей роли в ней.