День созидателей
10 августа в нашей стране отмечается День строителя. Прогуливаясь по улицам Югорска, понимаешь, что для нашего города это особый праздник. Многие объекты построены по уникальным проектам, что потребовало от строителей высокого профессионализма, творчества и смелости. Мы изучили архивные материалы о стройках прошлого, и оказалось, что за некоторыми фасадами скрываются целые истории.
В 1992 году поселок Комсомольский стал городом Югорском, а в 1996 году — самостоятельным муниципалитетом, выйдя из состава Советского района. В начале двухтысячных городов на улицах Югорска появились объекты с уникальной архитектурой, которые сделали наш город одним из самых благоустроенных и самобытных городов в Югре.
ВОРОТА В ГОРОД
Знакомство гостей с Югорском начинается, как правило, с вокзала, который признан одним из самых красивых на железнодорожном маршруте Екатеринбург — Приобье. Свой современный облик он получил только в 2002 году, а когда-то на этом месте стоял вагончик, а затем деревянная избушка, отапливаемая печкой.
В 1972 году пост начальника станции занял Борис Николаевич Кабанов. Он и принял решение построить новое здание вокзала.
— Был такой случай в 1975 году зимой. Стоял сильнейший холод. Захожу в здание вокзала, а там народу битком набито, все стоят, тесно прижавшись друг к другу. В маленьком деревянном здании воздух прогрелся, стало совсем душно. Вышел на улицу, а там мороз, уши мерзнут, дышать тяжело. Смотрю, а люди и на перроне стоят. И тут я понимаю, что такого здания очень мало, вокзал рассчитывался всего на 25 человек. Пассажирам приходится мерзнуть на улице в ожидании поезда. Нужно новое помещение. Конечно, это было нелегкое дело, пришлось пройти немало препятствий, прежде чем приступить к строительству, —
вспоминал Борис Кабанов.
Так или иначе, капитальное здание вокзала на станции «Геологическая» жители и гости поселка увидели в 1985 году. На строительство ушло пять лет и теперь зал ожидания вмещал 100 человек. Проектом предусматривалось два этажа — наверху должны были находиться гостиница и ресторан, но в стране началась перестройка и от этой идеи пришлось отказаться. Однако строители заложили под здание фундамент, рассчитанный на два этажа.
Через двадцать лет, в начале двухтысячных годов, началась масштабная реконструкция. Помещение расширили, утеплили фасад и придали ему модный экстерьер. Некогда безликое и серое здание украсило своим внешним видом улицу Железнодорожную, а в Югорске появилась еще одна достопримечательность — вокзальные часы с башенкой.
Один забавный эпизод, связанный с ними, приводит в своих воспоминаниях бригадир треста «Югорскремстройгаз» Юрий Васильевич Сорокин: — Ремонт здания вокзала заканчивали в день моего рождения — 4 сентября, в тот год я праздновал 50-летие. Дома гости уже собрались, а мы витражи на вокзале устанавливаем, торопимся — совсем скоро должен был прибыть поезд с ветеранами на праздники — День города и День работников нефтяной и газовой промышленности.
Хотелось, чтобы они увидели вокзал, как принято говорить, лицо города, в лучшем виде. Успели. Наибольшие сложности при реконструкции вокзала вызвала башенка с часами: забраться на нее мы смогли, а вот после того, как работы выполнили, спуститься оказалось непросто, учитывая, что подогнать автовышку не позволяли ступеньки.
Здание железнодорожного вокзала — главные ворота города.
В 2004 году на привокзальной площади установили знаменитый паровоз — памятник работникам железнодорожного транспорта, а еще спустя время на перроне повесили чугунный сорокакилограммовый колокол, звон которого слышно в радиусе полутора километров от вокзала.
КАК В МОСКВЕ
Одной из достопримечательностей Югорска по праву считается административное здание ООО «Газпром трансгаз Югорск», самое высокое в городе. Его высота составляет 56 метров, поэтому после ввода объекта в эксплуатацию в 2006 году руководству местного пожарно-спасательного гарнизона пришлось решать вопрос о приобретении автолестницы и отрабатывать навыки пожаротушения в высотном здании.
Принято считать, что здание «Газпром трансгаз Югорска» является копией московского офиса компании. Это правда лишь отчасти. Проект действительно исполнен в корпоративной стилистике «Газпрома», но он эксклюзивен. Его разработал именитый архитектор из Екатеринбурга Валерий Анисимов, член Союза архитекторов СССР и России.
При возведении здания была использована экспериментальная для того времени технология монолитного строительства, когда сначала устанавливались колонны — каркас, а затем конструкция обрастала внешними и внутренними стенами.
Стройкой руководил директор треста «Югорскремстройгаз» Федор Иванович Бескиерь, а внедрять технологию на практике пришлось одной из бригад Юрия Сорокина.
Юрий Сорокин
— Плюсы монолитного строительства отметили сразу: этот способ оказался удобнее и, что важно, практичнее для нашего региона. Моя бригада вела стройку от фундамента до крыши. Понимая, каким важным является объект, руководством было принято решение увеличить коллектив бригады до 46 человек, — рассказывал Юрий Васильевич.
Федор Бескиерь (в центре) возле строящегося здания предприятия «Газпром трансгаз Югорск».
Проект был продуман до мелочей, поэтому особых сложностей у строителей не возникало. Видя, что бригада Сорокина работает быстро и эффективно, руководство треста решило доверить ей еще одно ответственное направление.
— Как-то вызвали меня к начальству, дали чертежи — изучай. Главный инженер треста Руфель Сингатулин спросил, понял ли я, что именно изображено в документах. Конечно, говорю, понял, это лифтовая шахта. На следующий вопрос — возьмемся ли — иного ответа быть не могло: конечно, сделаем. Строительство лифтовой шахты оказалось делом непростым, только опалубкой занимались почти месяц — все должно было быть идеально ровным. Высота административного здания составляет 56 метров, и насколько ровная получилась шахта, проверяли отвесом. До миллиметра выверяли: из центра сверху точно в центр внизу должны были попасть, ведь впереди предстоял монтаж сложного лифтового оборудования, — говорит заслуженный строитель.
В фазе активного строительства на объекте одновременно работали 700 человек. Впервые была использована подача бетона насосами до 11 этажа, что позволило подвести объект под крышу в рекордные сроки — всего за 8 месяцев. Масштабы этой стройки, невиданные до той поры в нашем городе, изумляют и сейчас.
НАШ ЗАМОК
Свой санаторий-профилакторий у газовиков появился в 1981 году. Тогда он был рассчитан всего на 100 мест с лечением и питанием, из них 58 — с проживанием. Первый коллектив ведомственного профилактория был небольшой — два врача и несколько медсестер.
Знаменитый дворец в готическом стиле на берегу пруда начали строить в девяностых годах прошлого века. Затем несколько раз достраивали, расширяя полезную площадь. К началу нулевых годов в оздоровительном комплексе работало детское отделение, отделение промышленной медицины, водолечебница.
Необычный дизайн профилактория привлекает внимание.
1 декабря 2001 года состоялось торжественное открытие лечебно-диагностического комплекса. Теперь учреждение могло оказывать свыше 120 видов медицинских услуг в 80 кабинетах. В 2005 году достроили и новый спальный корпус на 218 мест. В том же году качество работы югорских строителей было оценено по достоинству — наш санаторий-профилакторий стал лучшим в стране, получив диплом и золотую медаль всероссийского конкурса «Здравница».
Еще одно здание, которое в свое время украсило улицу Попова в Югорске —детская поликлиника. Бывший врач Югорской городской больницы Валерий Каданцев в одной из своих книг рассказывает, что объект в привычном для нас виде появился благодаря волевому решению мэра города Романа Бзенко, который был против строительства типового сооружения. Проектированием детской поликлиники занимался Пятигорский проектный институт по заказу предприятия «Тюментрансгаз».
— Без согласования с окружным правительством начали строительство. Много трудностей пришлось преодолеть впоследствии. Наверное, не нужно объяснять, что значит строить объект без включения его в программу строительства. Считаю, что только благодаря рискованному решению Романа Ивановича появилась детская поликлиника, ставшая украшением города, — пишет Валерий Алексеевич в своей книге «Комсомольский — Югорск и его руководители».
ХРАМ ДУШИ
Одно из самых величественных сооружений в нашем городе — Кафедральный собор преподобного Сергия Радонежского. Старожилы города вспоминают, что выделил участок под строительство и утвердил проект первый градоначальник Роман Бзенко. Каменный храм было решено строить на улице 40 лет Победы. На участке был заложен фундамент под строительство детского сада, который планировал возвести Комсомольский леспромхоз. Однако к середине девяностых годов предприятие переживало не лучшие времена и стройку заморозили.
Строительство храма, выполненного в старорусском стиле, началось в 1995 году. Основными спонсорами выступили предприятие «Тюментрансгаз» и городская администрация.
Храм преподобного Сергия Радонежского — центр Югорской епархии.
В 2001 году в Югорск для освящения храма приезжал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который подарил местному приходу серебряный напрестольный крест и писаную с житием икону преподобного Сергия с частицей его мощей.
Позднее первый настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Югорске отец Иоанн рассказывал, что когда новая церковь открыла свои двери, резко увеличилось количество прихожан.
— На службы приходило до двухсот человек. Было много людей светских, которые интересовались архитектурой нашего храма и богатством его внутреннего убранства. Я молился о том, чтобы для как можно большего числа жителей города он стал вторым домом, храмом души, — вспоминал настоятель прихода.
Конечно, это далеко не все объекты, которые украшают город и делают его самобытным. В Югорске много сооружений с интересной историей появления, но объединяет их то, что построены они с любовью к нашему городу. Строители работали на совесть, вкладывая душу и профессионализм в каждое свое детище. И сегодня он развивается и хорошеет благодаря работником строительной отрасли.
Мы поздравляем наших созидателей с профессиональным праздником и сердечно благодарим за возможность жить в красивом и благоустроенном городе. Желаем строителям Югорска продолжать и развивать профессиональные традиции, чтобы город, сохраняя свою уникальность, был вместе с тем современным и привлекательным для будущих поколений югорчан.
Автор: Иван Абрамов