На этой неделе югорчане ходили на необычный день рождения — 15-летний юбилей отметил музыкальный инструмент. Речь идёт об органе. 1 марта повзрослевший «король музыкальных инструментов» звучал на праздничном концерте. А порадовать югорчан органной музыкой решила не только бессменный органист Елена Коземиренко, но и её учитель Рубин Абдуллин. Он же и помогал инструменту появиться в столице Югры.
Почётное прозвище орган получил за огромные размеры, потрясающий диапазон звучания и уникальное богатство тембров. Каждый орган индивидуален, так как делается под конкретное помещение. Но у югорского короля есть отличительная особенность, которая и притягивает лучших органистов мира. Это клавиши. Они изготовлены из костей мамонта.
Елена Коземиренко, органист концертно-театрального центра «Югра-Классик»: «Конечно, другого такого инструмента нигде в мире нет. Наши клавиши, действительно, белые на ощупь ощущаются по-другому, чем просто пластиковые или деревянные, потому что это кости мамонтёночка. Они даже если присмотреться не однородные по цвету. Это тоже придает определённый шарм нашему инструменту».
Рубин Абдуллин, органист, народный артист Республики Татарстан: «Этот инструмент и его звучание оставляет в человеке все самое ценное, и побуждает избавиться от всего наносного, того, что он сам считает не правильным, излишним в своей жизни».
Приехал в столицу Югры он из Германии. Доставляли орган частями. К слову, собрать его не самая простая задача. Зрители видят лишь лицевую часть, где и сидит органист. Это три мануала — три клавиатуры для игры руками. Педальная клавиатура — для ног. Также видна и часть регистров, то есть групп труб. Их в нашем органе более 2 тысяч. Вся конструкция достигает восьми метров в высоту, а весит более 10 тонн.
«Играть на органе не так просто. Органист должен обладать хорошей выносливостью, ведь играть приходится всем телом. И далеко не каждому удается найти общий язык с королем», — рассказывает Рубин Абдуллин.
«Короли бывают тоже разные. У каждого короля есть свое королевство. Наше вот такое нежное, камерное, снежное, нежное и созвучное моей душе», — подчеркивает Елена Коземиренко.
В помещении, где установлен орган, необходимо поддерживать определенную температуру и влажность. Ведь музыкальный инструмент состоит из разных материалов — дерева и металла, а они по-разному реагируют на резкую смену климатических условий. Допустимое изменение — 1 градус за 1 час.
Вадим Ерёмин, настройщик органа: «Поговорим конкретно о механической части инструмента. Посредником между клавиатурой и трубой служит механическая тяга, которая включает определенный звук, определённую трубу. При изменении влажности или температуры она либо удлиняется, либо меняет свой размер в меньшую сторону. Если в меньшую сторону, то при включении органа, он может сам по себе звучать. То есть тяга укоротилась и какая-то труба зазвучала самостоятельно. Поэтому точно необходимо соблюдение температуры и влажности».
Реагируют на влажность и температуру трубы. Их в югорском органе 2 048. Большинство из них лабиальные. Они изготовлены из «органного металла», это сплав свинца с оловом. Настраиваются они очень редко, а их срок службы зависит от правильной атмосферы в зале. Но кроме лабиальных труб, есть язычковые. Их нужно настраивать перед каждой репетицией.
«Труба — язычковый регистр. Звучит она за счет медного язычка, бронзового, который пережимается настроечной планкой. И в зависимости от длины, где пережимается язычок, звук либо понижается, либо повышается. Поэтому язычковые трубы быстро расстраиваются», — поясняет настройщик органа.
Для того, чтобы отстроить четыре регистра необходимо чуть больше получаса, а вот для колибровки всего органа требуется несколько дней. И без помощников здесь уже не обойтись.
«Есть очень много труб, которые труднодоступны. Поэтому нужен обязательно помощник. Один добирается до трубы, другой нажимает определённые ноты, чтобы она звучала постоянно, и чтобы настроить её», — объясняет Вадим Ерёмин.
В органисты обычно идут бывшие пианисты. Но совмещать эти два инструмента очень сложно. Орган относится к духовым. Из-за внушительных размеров воздух подаётся с помощью насоса, поэтому звук идёт с небольшим опозданием.
Вадим Ерёмин, настройщик органа: «Рассчитано так, чтобы определённое давление, определённый короб, он нагружен весом. Для того, чтобы при нажатии тутти, до большинства труб открытых. При нажатии звука, давление же резко начинает падать. Воздух уходил чтобы, не опускался по тону».
Для органа 15 лет это только начало большого музыкального пути. Поэтому будем надеяться, что «король музыкальных инструментов» еще не одно десятилетие будет радовать югорчан хорошей музыкой.