Информационный портал
города Югорска

Роспотребнадзор в г.Югорске и Советском районе

Права потребителей при приобретении смарт-устройства

12.03.2019
Права потребителей при приобретении смарт-устройства
В рамках празднования Всемирного дня прав потребителей, который проводится ежегодно 15 марта, ФФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в Советском районе и в городе Югорске, в городе Урае и Кондинском районе» информирует о правах потребителей при приобретении смарт-устройств.
    В настоящее время нет законодательного определения понятия «смарт-устройство». В целом же смарт-устройство можно определить, как электронное устройство, имеющее возможность подключения к другим устройствам и сетям передачи данных через беспроводные способы доступа, такие как Bluetooth, NFC, Wi-Fi, 3G и т.д. Смарт-устройства могут работать в интерактивном режиме, автономно и применяться в различных сферах жизни. К смарт-устройствам традиционно относится так называемая «умная электроника»: смартфоны, носимые фитнес-трекеры, голосовые помощники, «умные» телевизоры, часы, розетки и т.п. Такие смарт-продукты отличаются тем, что они являются технически сложными товарами, как правило, имеют сенсорный экран, выполняют две и более функции. Обязательно имеют функции подключения к Интернету, непосредственно получают, собирают и отправляют самые различные данные о потребителях и потребительском поведении и могут применяться в различных сферах повседневной жизни. 
    Так как данные устройства относятся к технически сложным товарам, то будут применяться нормы и особенности защиты прав потребителей при продаже именно таких товаров. Особенности продажи смарт-устройств установлены разделом 4 Правил продажи отдельных видов товаров, а основные права потребителей при покупке смарт-устройств установлены в Законе РФ «О защите прав потребителей».
    При заключении договора купли продажи смарт-устройств, потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе, продавце, реализуемых им товарах, а также право на безопасный и качественный товар. Данная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей на русском языке. Также продавец должен предоставлять потребителю понятную и доступную информацию, поскольку не всегда потребитель обладает специальными техническими познаниями о функциях смарт-устройств, показателях их работы. (ст. 8-10 Закона «О защите прав потребителей»).
    Потребитель имеет право на то, чтобы смарт-устройства при обычных условиях их использования, хранения, транспортировки и утилизации были безопасны для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняли вред его имуществу (ст. 7 Закона «О защите прав потребителей»). Также потребитель имеет право на приобретение качественных смарт-устройств, чтобы они соответствовали: - обязательным требованиям (например, Технический регламент ТС "О безопасности низковольтного оборудования" (ТР ТС 004/2011); -  условиям договора (например, характеристики сети передачи-данных -  3G, 4 G, качество видеокамеры, если она установлена в устройстве и другие); - обычно предъявляемым требованиям и пригодности для целей, для которых товар обычно используется (например, фитнес-браслет с отслеживанием ритмов сердцебиения); - целям, о которых продавец был поставлен в известность потребителем (например, браслет для занятия плаваньем); - образцу (описанию) при продаже товара по образцу (описанию). 
    Существуют основные нормы, регулирующие ответственность за нарушение прав потребителей при продаже смарт-устройств: - в случае непредставления потребителю информации о товаре при заключении договора у потребителя возникает право отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения иных убытков, в том числе убытков, причиненных жизни, здоровью или имуществ потребителя; - в случае нарушения прав на безопасность товара потребитель вправе требовать полного возмещения вреда, причинённого жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности товара; - в случае продажи товара ненадлежащего качества потребитель вправе заявить требования, установленные ст. 18 Закона «О защите прав потребителей». При этом, так как смарт-устройства являются технически сложными товарами, то требование о расторжении договора купли-продажи и возврате денежных средств, а также о замене товара на другой товар в связи с выявленными недостатками могут быть заявлены потребителем по истечение 15 дней со дня передачи товара только в установленных законом случаях, а именно: - обнаружение существенного недостатка товара; - нарушение установленных законом сроков устранения недостатков товара; - невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
    Важным вопросом является возможность возврата смарт-устройства надлежащего качества (то есть, не имеющего недостатки), но не подошедшего потребителю по каким-либо характеристикам. В этих ситуациях нужно помнить, что смарт-устройства входят в перечень товаров надлежащего качества, которые не подлежат возврату и обмену на аналогичный товар. Данный перечень утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (п. 11 Перечня). Исключением из правила о невозможности обмена или возврата смарт-устройства надлежащего качества является покупка такого товара дистанционным способом (то есть через сеть Интернет). В данном случае будет применяться п. 21 Правил продажи товаров дистанционным способом. В соответствии с данным пунктом покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение 7 дней. В случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, покупатель вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев с момента передачи товара.
    Таким образом, главным трендом роста потребительского рынка в последнее время становится  цифровизация общества, появление культуры не только оплаты услуг и товаров онлайн, но и активное использование новых технологий распознавания лиц и отпечатков пальцев, геолокационных и облачных сервисов, связанных между собой цифровых продуктов и смарт-устройств, виртуальных помощников, обладающих искусственным интеллектом. По мере того, как все больше людей подключаются к Интернету во всех уголках планеты, смарт-устройства вскоре станут повседневной реальностью для потребителей во всем мире, что ознаменует коренное изменение процесса взаимодействия людей с умной электроникой, носимыми гаджетами и продвинутыми услугами.
    Поскольку смарт-устройства используют различные приложения, при установке которых запрашивается согласие потребителя на использование его данных, рекомендуется внимательно ознакомиться с правилами, которые размещают для ознакомления производители приложений. Нужно помнить, что при использовании смарт-устройств они могут собирать информацию о персональных данных пользователя, иную конфиденциальную информацию, а также сведения об увлечениях, интересах потребителя.
    При возникновении вопросов, специалист Консультационного пункта отдела защиты прав потребителей Вавилина Татьяна Александровна оказывает гражданам консультации на личном приеме в г. Советском, ул. Юбилейная, д. 54 А, каб. 8 и по телефону: 8 (34675) 3-29-44.

    
 
Количество показов: 66